17 сентября в Центре писателя Белова учителя, библиотекари и методисты встретились, чтобы обсудить проблемные вопросы изучения творческого наследия Василия Белова в рамках образовательной программы, а также форм внеурочной воспитательной работы по творчеству знаменитого писателя. Участники мероприятия делились опытом работы и методическими разработками успешных проектов в области преподавания произведений Василия Белова в школе.
Мир произведений Василия Белова многогранен и масштабен, его слово, его миссия — говорить с читателем о настоящем, о любви к родине, о любви к родителям и дому, в котором родился, о труде, о долге, о совести, о чести… Однако в школьной программе преподавание В.И. Белова сводится к нескольким произведениям: «Рассказы о всякой живности» и краткое знакомство с книгой «Лад. Очерки о народной эстетике». Подобное ограничение в изучении приводит к тому, что дети воспринимают Белова как писателя-натуралиста, который писал смешные рассказы о животных. Искажается восприятие масштаба и уровня прозы Василия Белова, а ведь он писатель, который после себя оставил богатейшее литературное наследие. При этом он является нашим земляком, что должно быть особенно отмечено при изучении его произведений. Педагоги и библиотекари посчитали данную ситуацию неправильной и вместе искали решение этой проблемы в рамках круглого стола «Мир произведений Василия Белова в школьном изучении».
Начала разговор о прозе Василия Белова учитель школы № 26 Лидия Андреева: «Творчество Белова неотрывно от всей русской литературы, прежде всего от классики. … Он продолжает традиции гуманизма, идущие от Пушкина, Толстого, Бунина, Шукшина… мне кажется, что это самое лучшее, что есть в литературе». И на своих уроках Лидия Ивановна выстраивает эти параллели: изучая произведение Василия Белова «Весенняя ночь», дети сравнивают его с рассказом Ивана Бунина «В деревне». И в каждой строчке учащиеся ищут весну и приходят к выводу, что это ожидание счастья или «страшно счастливая пора», как у Василия Белова. «Вся проза Белова... глубоко нравственная, это вера в счастье, весну, надежду...», - говорит Лидия Ивановна. К этой мысли дети приходят сами, а проведение аналогии с классикой действительно показывает всю глубину произведения Белова.
Все собравшиеся за круглым столом пришли к выводу, что такой формат изучения творчества писателя — новый и актуальный для молодёжи — будет интересен как для педагогов, так и для детей и их родителей. Учащиеся активно включаются в изучение произведения, пропускают его через себя и тогда становится близким и понятным то, над чем раньше они, возможно, и не задумывались.
В свою очередь учитель школы № 21 имени В.И. Белова Ольга Рушникова рассказала о преимуществах изучения творчества писателя в их учреждении. Музей, посвящённый нашему известном земляку, созданный в школе, помогает погрузиться в мир деревни, описанный в книге «Лад», а идеи для этого придумывают сами дети. Старшеклассники, которые проводят экскурсии по музею для младших школьников, стараются приблизить материал к возрасту, используя игровые приёмы. При помощи такого интерактива дети могут прочувствовать атмосферу, и «тогда Белов становится ближе», - поясняет Ольга Николаевна. «Но чем старше становится ребёнок, - продолжает педагог, - Белов отдаляется, не хватает исторического контекста». Обсуждению этой проблемы также уделили время на заседании круглого стола: педагоги и библиотекари совместно пришли к выводу о необходимости проведения междисциплинарных связей, изучению произведения в контексте эпохи.
Участники круглого стола активно делились своими методическими наработками. Так педагоги пояснили, почему необходимо проводить совместные уроки с представителями старшего поколения. Это немного приближает эпоху, в которой жил и писал Василий Белов, и тогда становится понятным «Лад» и деревенский быт, а дальше уже семьи открывают и новые неизвестные им ранее произведения Белова, к примеру, «Бухтины вологодские» и «Бобришный угор».
Методическую помощь педагогам и библиотекарям оказывает и Центр писателя В.И. Белова, о своих разработках в рамках круглого стола рассказала руководитель учреждения Мария Сергеева. Ресурсы Центра максимально открыты для широкой аудитории, Мария Александровна обратила внимание собравшихся на коллекционный фонд Центра, которым в любой момент могут воспользоваться все желающие, и на проект Беловские места в Вологде, формат которого может быть полезен в изучении творчества писателя. Также в планах учреждения создание коллекции методических разработок, которые помогут подготовиться к уроку или мероприятию по произведениям Василия Белова.
Ольга Сергеевна Белова, вдова писателя, присутствовавшая на круглом столе, сама по образованию педагог-филолог, много лет проработала в школе учителем русского языка и литературы, была очень тронута и приятно удивлена тем, как широко и в то же время глубоко изучается творчество Василия Белова в школе. Она высоко оценила наработки учителей и пожелала всем участникам заседания успехов и новых проектов.
Работа круглого стола оказалась очень плодотворной, и по окончании мероприятия и организаторы, и участники выразили желание сделать такой формат традиционным.
Онлайн-трансляция круглого стола в сообществе Центра Белова в социальной сети ВКонтакте собрала за 1 час более 3 тысяч просмотров. Теперь видеозапись мероприятия доступна для всех желающих.