Умный поиск



Беловские места в Вологде

 

1. Музей-квартира Василия Белова

Ольга Белова и Михаил Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедникаТоржественноо открытие музея в Вологде состоялось 21 октября 2015 года, было приурочено ко дню рождения Василия Ивановича и стало одним из знаковых событий Года литературы в России.

В квартире по улице Октябрьской, дом 10, Белов жил с 1987 года, здесь им были написаны романы «Год великого перелома», «Час шестый», «Повесть об одной деревне», «Бухтины вологодские», автобиографическая повесть «Невозвратные годы», воспоминания о Василии Шукшине «Тяжесть креста», пьесы, многие рассказы, в том числе и ставший визитной карточкой Василия Белова – «Душа бессмертна», очерки, публицистические статьи, стихи.

…В эту квартиру и при жизни Белова не зарастала «народная тропа»: сюда приходили писатели, художники, композиторы, политики, священнослужители; здесь велись многочасовые разговоры о жизни, о литературе, о судьбах страны… Здесь бывали Распутин, Крупин, Личутин, Лихоносов, пел романсы Штоколов, с интересными речами выступал Савва Ямщиков…

Личная библиотека Василия Ивановича Белова насчитывает более четырех тысяч томов. Он интересовался историей и философией, постоянно читал и занимался самообразованием. Очень любил живопись, был коллекционером и сам неплохо рисовал: несколько его работ также представлены в музее.

Многие экспонаты в музее – подарки Василию Белову от многочисленных почитателей его таланта, в частности, в гостиной представлена икона Божьей матери, подаренная писателю Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Василий Белов не любил фотографироваться, но когда ему было 75 лет, он вдруг обратился к своему давнему другу, кинооператору, снявшему множество художественных и документальных, среди которых шукшинские «Печки-лавочки» и «Калина красная», Анатолию Заболоцкому: «Пофотографируй меня…». Эти фотографии Заболоцкий передал в дар музею.

Стол писателяУ каждого предмета в этом доме своя история, своя связь с прошлым, с тем временем, когда здесь жил и работал Василий Белов. На рабочем столе Василия Ивановича – две скульптуры: Шукшин и Пушкин. Печатная машинка с набранным текстом, томик Паскаля из серии ЖЗЛ. Притягивает взгляд выжженное пятно – в 1969 году Белов начал работать как драматург и, будучи атеистом, написал первую пьесу, в которой касался темы Бога. После, придя к Богу и воцерковившись, писатель сжег текст пьесы прямо на столе.

«Человек, посетивший этот музей, непременно выйдет отсюда окрыленным, вдохновленным, с какими-то новыми интересными мыслями», – уверена вдова писателя Ольга Сергеевна Белова.

Станислав Куняев: «Он всегда радушно принимал меня дома, в своей квартире, украшенной прекрасными картинами местных художников и старинными иконами».

Виктор Потанин: «... по воле судьбы я оказался в святая святых писателя – в его рабочем кабинете. Где-то рядом на книжных полках леажли и его рукописи, черновики, записные книжки, наброски. Как мне хотелось хоть одним глазком, хоть на секунду взглянуть на эти живые листочки, на его черновики, на его правку! Но я не решился попросить об этом, да и мешало волнение…»

Наталия Серова: «Особым местом в этом доме была просторная, красивая кухня со столом, за которым помещалось немалое число гостей. И каким счастьем было молча попивать чаёк и слушать разговоры хозяев со Станиславом Лесневским, Валентином Курбатовым, Геннадием Русаковым, Валентином Распутиным, Саввой Ямщиковым.»


2. Центр писателя В.И. Белова

На открытии центра писателя В. И. Белова в Вологодской центральной детской библиотеке 26 апреля 2005 годаИдея организации Центра возникла в коллективе Централизованной библиотечной системы по инициативе главного библиотекаряЛ.К. Бельевиковой, проводившей долгие годы большую работу по популяризации творчества писателя Василия Ивановича Белова. Больше года продолжалась работа по сбору, обработке и оформлению материалов и документов, связанных с жизнью и творчеством писателя.

26 апреля 2005 года в Центральной детской библиотеке Вологды был торжественно открыт Центр писателя В. И. Белова. На церемонии открытии присутствовали сам писатель с супругой Ольгой Сергеевной, вологодские литератры, педагоги, школьники.

Под бурные аплодисменты присутствовавших Василий Белов перерезал красную ленточку, но садиться в кресло и слушать поздравительные речи не спешил, а рассматривал композиции и стенды.
- Смотрите, какой почерк у меня молодого был! - с шуткой комментировал Василий Иванович, вызывая улыбки окружающих.

Основной целью деятельности Центра является сохранение, изучение и популяризация творческого наследия нашего земляка, знаменитого русского писателя второй половины XX - начала XXI века. Всё то, чем пронизано творчество В.И. Белова, - духовность, лад с собой и окружающим миром, сохранение национальных традиций, семейных устоев – основные концепты его книг служат основой для реализации проектов Центра, программы его развития.

Центр писателя В.И. Белова сегодня – это самостоятельное подразделение Централизованной библиотечной системы, соединяющее в себе библиотеку, культурно-досуговый центр, выставочные и экспозиционные пространства. Фонд библиотеки составляет 7058 экз. При комплектовании библиотечного фонда особое внимание уделяется произведениям вологодских авторов, книгам по краеведению, книгам - лауреатам литературных премий. Особою гордостью является коллекционный фонд, в котором собираются книги с автографами В.И. Белова и других писателей, редкие издания произведений писателя и литература о нем, дары Центру от известных людей и учреждений.


3. Вологодская областная универсальная научная библиотека

Электронный ресурс "Весь Белов"В стенах библиотеки неоднократно состоялись встречи с писателем, собиравшие большую и очень разнообразную аудиторию, проходили выставки и презентации книг. Так, например, именно в Вологодской областной научной библиотеке 21 октября 2002 года прошла приуроченная к 70-летнему юбилею Василия Ивановича презентация его новой книги «Час шестый», сопровождавшаяся выставкой книг, периодических изданий и фотографий из личного архива Белова. Выступле-ия были очень разнообразны. Так, критик В.А. Оботуров рассказал об этапах творчества юбиляра, его месте в литературном процессе. Доктор филологических наук В.Н. Бараков осветил в своем выступлении литературную природу романа-эпопеи «Час шестый» и ту научную работу по изучению творчества В.И. Белова, которая проводилась в Вологодском государственном педагогическом университете. Были представлены материалы словаря языка Белова, над которым работала доктор филологических наук Л.Г. Яцкевич.

Вологодская областная научная библиотека не только чествовала Василия Ивановича Белова, но и помогала ему в его творчестве.Так, например, в период работы писателя над романами «Кануны», «Год великого перелома» и «Час шестый» сестра Василия Ивановича Александра, по воспоминаниям сотрудников библиотеки, была постоянным посетителем залов периодики, собирая для брата материалы о жизни северной деревни. Она просматривала, отбирала и копировала газетные и журнальные заметки, относящиеся к периодам, описанным позже в романах Белова. Именно эта информация помогла В.И. Белову не только выразить свой взгляд на коллективизацию, но и наполнить романы живым звучанием времени.

Творчество В.И Белова широко представлено в фондах Вологодской областной универсальной научной библиотеки всеми отечественными изданиями, есть некоторые издания на немецком, румынском, венгерском, словацком языках. В краеведческом каталоге библиотеки собраны, наряду с отдельно изданными произведениями, публикации в периодической печати, коллективных сборниках, что дает возможность проследить творчество В.И. Белова вразвитии как поэта, писателя, драматурга, публициста. Собран значительный материал о творчестве Белова.

Оставил свой след Василий Иванович и в коллекции автографов Вологодской областной научной библиотеки, в которую вошлидвадцать девять книг с дарственными надписями писателя.


4, 5. Союз писателей России

На VIII Съезде писателей России. Р. Балакшин, А. Грязев, О. Фокина, С. Викулов, В. Белов, М. Карачев. 1990 год Круг общения В.И.Белова с литераторами был весьма обширен: от столичных светил до местных вологодских писателей, с которыми он общался на заседаниях и круглых столах, являясь членом Союза писателей, а также при личных встречах.

Яшин, Абрамов, Шукшин, Рубцов, Носов, Распутин, Астафьев, Балашов, Лихоносов, Бондаренко - знакомые всем известные прозаики и поэты. Тесное общение с ними было для Белова полезным и необходимым. Но вначале Белов, как поэт, в Вологде был в хороших отношениях с вологодскими поэтами Коротаевым, Чулковым, Чухиным, Романовым и другими.

Писательскую организацию Вологды возглавляли поочередно Яшин, Викулов, Романов, с которыми Белов поддерживал длительные дружеские отношения, которые сыграли заметную роль в его писательской судьбе.

Вологодское отделение Союза писателей РФ было создано летом 1961 года. А еще раньше, в 1958 году в Вологде открылось свое издательство. Все это создавало возможность широких творческих контактов, обсуждения произведений, диспутов, издания стихов. В Вологде же Белов написал свои первые и последующие рассказы, с которыми знакомил товарищей по перу.


6. Дом политпросвещения

Дом политпросвещенияНа углу ул. Батюшкова и К. Цеткин (ныне - Благовещенская) в 1967 было построено здание, в котором разместились Дом политпросвещения, Центральный лекторий, областное правление общества «Знание», где проводились лекции и доклады.

Владимир Корюкаев: «Сразу же после окончания Съезда, в Вологде, в Доме политического просвещения состоялась встреча народных депутатов СССР с избирателями, на которой присутствовал и В.И. Белов. Ему и адресовалось больше всего вопросов. Белов подробно рассказал о прошедшем съезде, разъяснил свои позиции по голосуемым вопросам, объяснил, кого и что он имел в виду в своем выступлении».

Александр Лукичев: «Впервые я поговорил с В.И. Беловым после его пресс-конференции в Вологодском доме политпросвещения, в середине 1989 года. Белов приехал со съезда, где триумфально выступил. … Я подошёл к Василию Ивановичу и спросил: «Какие конкретно улицы вы хотели бы переименовать в Вологде?» И получил ответ: «Не переименовать, а вернуть исторические названия!» Я снова спросил: «А конкретно?». Наверное, слово конкретно не понравилось Белову, он прищурился и резко ответил: «В первую очередь, убрать с карты Вологды палачей». Это был наш первый короткий разговор, много людей окружило Василия Ивановича, кто-то спрашивал о наболевшем, кто-то просил автограф».

7. Вологодский государственный драматический театр

Вологодский драмтеатрОльга Белова: «Помню, у него вышла пьеса «Над светлой водой». Её впервые поставили в провинциальном вологодском театре. Но она была сыграна на таком высоком уровне, что все вологжане рты открыли. Все говорили: «Наш местный автор, а так здорово написал!». Актёры играли прекрасно».

Анатолий Ехалов: «К семидесятилетнему юбилею Белова меня попросили написать сценарий и выступить в качестве ведущего юбилейного вечера в вологодском областном драматическом театре.

Я решил поставить на сцене большой стол с яствами, с пятивёдерным самоваром в центре. Яства – крестьянские пироги всевозможные, варенье, мёд, ягоды для гостей… На заднике был изображён дом Белова. На сцене стояли телеги, в которых на мешках лежали и сидели дети. Получилось красиво.

Белову эскиз понравился. Понравился и сценарий. Но сам он, зная свой ершистый характер, сказал мне:

– Ты, если я там начну не то городить, возьми как-небутную палку и дай мне по башке…

– Прямо на сцене? – засомневался я.

-А что? Бей, не жалея. И жена моя просила это тебе передать.

Да, я знал, как трудно управиться с Василием Ивановичем, вписать его в заранее подготовленный сценарий…

И вот юбилейный вечер. Зал полон. Гости из Москвы, дальнего и ближнего зарубежья, из русских городов, вологодских деревень.

Перед сценой опустился занавес, возникла дорога, ведущая в Тимониху, и Василий Иванович, идущий этой дорогой.

Хотя и шагал он с палочкой, но он быстро увеличивался и вот уже огромный, во весь экран, шагнул в зрительный зал.

Когда поднялся экран и Белов, настоящий, в сопровождении детей под величальные песни вышел на сцену, зал встал и устроил овацию.

Но едва стихли аплодисменты, как сценарий мой был попран. Остановившись перед накрытым столом, Белов прищурился и спросил ехидно меня:

– А за чей счет этот банкет? На народные деньги гуляем?

– Конечно, на народные, – пришлось отвечать мне. – Пироги народ пек, мед, ягоды, варенья – из вологодских деревень поклонники прислали. Ну, а на чай писатели скинулись.

– Ну, тогда ладно, – согласился Белов, но садиться в предложенное кресло не стал. – Яшин всегда так спрашивал, за чей счет гуляем? Дай-ка, лучше мне микрофон, я тут всю ночь выступление на бумажке писал, надо прочитать народу.

– Да ведь мы договорились работать по сценарию, – отказал я ему и микрофона не дал. – Вот придет время, и я передам микрофон.

– Нет, ты мне сейчас дай! Признаться, мне захотелось стукнуть его микрофоном по голове, как он и просил заранее. Но публика уже скандировала:

– Белову слово!

Все мои сценарные придумки с музыкой, пением, деревенскими звуками, чтением замечательных страниц из беловского очерка «Душа бессмертна», рухнули.

Я передал обреченно микрофон Василию Ивановичу, который что-то напряженно искал по карманам

– Выступление свое потерял. Придется так говорить, – сказал он в микрофон.

– Слово! – Скандировал зал.

– Ладно, – обратился он в зал, – скажу. Тут у меня вчера последний зуб вывалился. Ха-ха. Зуб мудрости. И только тогда я понял, что я не еврей. Слышите, я больше не картавлю…

Тут он повернулся ко мне:

– Кажется, я наговорил лишку. Теперь мне от жены влетит. – И передал мне микрофон. – Веди дальше…»

Анатолий Заболоцкий: «К 75-летнему юбилею писателя в 2007 году, проходившему в Вологодском областном театре, артисты МХАТ имени Горького, возглавляемого Татьяной Дорониной, дали одноразовый спектакль по его пьесе [«Семейные праздники»] на юбилейном вечере (главную роль прожил на сцене настоящий мастер Николай Пеньков). Зрители, затаив дыхание, следили за происходящим на сцене. В тишине, казалось, зал, как один организм, узнавал семейную и гражданскую участь юбиляра. Овация была нескончаема. Весь зал был на ногах, а когда из-за кулис на сцене появился Василий Иванович, стало тихо, никто не шевелился, и он произнес: «Сегодня я почувствовал себя немножко драматургом». Гром аплодисментов. И эту единственную постановку пьесы проигнорировало вологодское телевидение, не записав ее несколькими камерами. На наше обращение руководитель местного телевидения с кавказским акцентом отрезал: «Нет пленки».

Поздравить Василия Ивановича вышел главный редактор журнала «Наш современник» С.Ю. Куняев. С ним был вологжанин Анатолий Ехалов, он держал на вытянутой руке обёрнутую плёнкой крупную замороженную сёмгу килограммов на восемь. Куняев говорил пространно. Ехалов менял устающие от тяжести руки, рыба всё норовила «прижаться» к его телу, она уже оттаивала, капли с неё падали всё чаще. Зал, который наблюдал за происходящим, веселился. А Куняев всё вспоминал эпизод за эпизодом… Наконец Станислав Юрьевич объявил, что эту рыбину поймал он сам и дарит её Василию Ивановичу. Ехалов чуть не вскачь понёсся вручать рыбину и тут же убежал за кулисы… Жаль, что этот эпизод никто не снимал хотя бы на видео».


8. Редакция газеты "Русский Север"

Первые публикации Виктора Астафьева, Василия Белова, Николая Рубцова и многих других авторов появились именно в «Красном Севере». Юные и талантливые, они для журналистов-ровесников на долгие годы оставались просто Витей, Васей, Колей… Став известными писателями и поэтами, дорогу в редакцию газеты не забывали.

- Встречи с писателями и поэтами коллективом редакции в 60-70-е годы устраивались часто, - вспоминает старейший журналист Петр Непряхин, который работает в «Красном Севере» уже 50 лет. - В гостях у редакции побывали Владимир Тендряков, Сергей Викулов, Сергей Орлов, Валерий Дементьев - тот вообще бывал здесь очень часто и слыл у нас своим чело­веком.

Как раз на одной из таких встреч Петр Непряхин и познакомился с Василием Беловым. На тот момент писатель активно сотрудничал с «Красным Севером» и публиковал в нем еще не изданные произведения.

По воспоминаниям Петра Ивановича, приходя в редакцию, Василий Белов был приветлив с каждым встречавшимся в коридоре сотрудником. Но становился не­уступчивым и прямолинейным, отстаивая свою позицию. К примеру, он резко выступил против поворота северных рек на юг, опубликовав в «Красном Севере» большую статью. Идея имела много как сторонников, так и противников. Первый секретарь обкома КПСС Анатолий Дрыгин, например, рассуждал: «Что, воды жалко, что ли?» Надо сказать, Василий Белов рьяно отстаивал свою позицию и с трибуны Верховного Совета СССР. И реки, в конце концов, оставили в покое, за что многие сограждане благодарны в том числе Белову до сих пор.

Василий Белов, бывало, выражал недовольство и информационной политикой газеты. Как-то позвонил в редакцию и раскритиковал заведующего отделом писем за то, что газета опубликовала чье-то мнение, на его взгляд пропагандирующее пьянство.

В последние годы жизни Белов, пока позволяло здоровье, часто приходил в редакцию на улице Челюскинцев, опираясь на палочку. Он приносил статьи для публикации и подолгу засиживался в кабинете заместителя главного редактора Александра Торопова, вспоминая былое и споря о новом строе в России.

 

Использованы материалы сайта cultinfo.ru, книги "Василий Белов. Воспоминания современников"

 

Поделиться

 

Метрика