КАРЛ ПАВЛОВИЧ БРЮЛЛОВ
русский живописец
12 (23) декабря 1799 г. – 11 (23) июня 1852 г.
РОДИТЕЛИ
Отец, Павел Иванович Брюллов, несколько лет преподавал в Петербургской Академии художеств. Был требователен к своим сыновьям.
ДЕТСТВО
Был болезненным мальчиком. До семи лет почти не вставал с постели.
Начал рисовать, как только научился держать карандаш в руках: срисовывал лошадок.
Не получал завтрака, пока не заканчивал обязательный урок рисования. За этим строго следил отец.
ОБУЧЕНИЕ
Поступил в Академию художеств в десятилетнем возрасте.
Был слаб в науках, но вызывал удивление успехами в искусстве. Его рисунки многократно «отдавали в оригиналы», чтобы поступающие в академию делали с них копии.
За картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» получил золотую медаль Академии. С тех пор о нём заговорили как о восходящем даровании.
ТВОРЧЕСТВО
К классическому направлению в живописи относится единственное произведение Брюллова – «Гений искусства» 1817 г. Реальное везде вытеснено идеальным, частное подчинено общему, сиюминутное – вечному.
В 1822 г. на деньги, выделенные «Обществом поощрения художников», отправился с братом Александром за границу. Итальянские города так поразили его, что он в течение девяти месяцев не брал в руки краски – впечатления были слишком сильны, чтобы работать.
Расписывая в 1847 г. Исаакиевский собор, сильно простудился. В течение семи месяцев был прикован к постели. Первое, что сделал после улучшения самочувствия - написал автопортрет.
УСПЕХИ
Посещение Помпеи, подъём на Везувий, изучение материалов археологических раскопок и экспонатов Неаполитанского музея, чтение трудов историка Плиния Младшего, изнурительный труд – и картина «Последний день Помпеи» была представлена зрителям, чтобы принести художнику оглушительную славу. Впервые гордые своим великим искусством итальянские художники преклонялись перед иноземным мастером и подражали ему. Картина удостоена Гран-при в Париже в 1834 г. Петербургская Академия художеств признала её лучшим созданием века.
НЕУДАЧИ
Женился на молодой Эмилии Тимм, которая, несмотря на замужество, осталась жить в отцовском доме. Развёлся через два месяца.
Брюллов имел желание запечатлеть в творчестве русскую жизнь, однако это оказалось сложной задачей. «Осада Пскова», над которой он работал семь лет, потребовала больше времени и сил, чем «Последний день Помпеи», но работа так и не была окончена. Впоследствии он никогда больше не обращался к историческим темам.
ПАРАЛЛЕЛИ
Восхищался и бесконечно поражался картинам Рафаэля. Копировал его полотно «Афинская школа» в течение четырёх лет. Признавался, что никогда не осмелился бы взяться за «Последний день Помпеи», если бы не прошёл «Школу» Рафаэля.
Одна из первых картин, присланных из Италии в Россию, - «Итальянское утро» (1823 г.), - была подарена императрице Александре Фёдоровне. Императору Николаю I она тоже очень понравилась, и он пожелал иметь в пару к ней ещё одну картину в том же роде. Так появилась одна из самых известных картин Брюллова – «Итальянский полдень» (1827 г.).
Написал множество портретов, среди которых портреты В.А. Жуковского, И.А. Крылова, князя А. Голицына и автопортрет.
НАСЛЕДИЕ
Гоголь назвал «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века, а Пушкин посвятил ей восторженные стихи. Но это был последний блестящий взлёт академического искусства. Дальнейшее развитие русской художественной культуры было невозможным без решительного преодоления ограниченных взглядов на искусство, культивировавшихся в академии, что Брюллов смог сделать лишь частично.
Совершенство письма, рисунок, мастерство лепки и освещения, добросовестное изучение натуры, на что так сильно напирал Брюллов в беседах и наставлениях своим ученикам, - всё это было наследием, которым обновлённая русская живопись жила долго после его жизни. Он навсегда сразил мёртвенность и холод старой школы, открыл простор и свободу творчеству, разбудил зрителя и художника и одним из первых начал приучать их к требованию жизни и натуры вместо условности.
Брюллов Карл Павлович (Энциклопедический словарь Гранат)
Статья о творчестве художника (из кн. «Сокровища Русского музея», 1958)
Виртуальная коллекция Государственной Третьяковской галереи
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Сто великих россиян / авт.-сост. К.В. Рыжов.- Москва : Вече, 2001.- С. 72-78 : портр.
Новоуспенский, Н.Н. Сокровища Русского музея / Н.Н. Новоуспенский ; Всесоюзное общство по распространению политических и научных знаний.- Москва : Знание, 1958.- 31, [1] с. : ил.
Настольный энциклопедическiй словарь Товарищества Бр. А. и И. Гранатъ и К.- 6-е изд. съ доп. до 1903 года.- Москва : Типографiя Общества распространенiя полезныхъ книгъ.
Томъ II : Бенсрадъ - Вронченко.- 1903.- С. 722а.
Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института Гранат / до 33-го тома под ред. Ю. С. Гамбарова [и др.].- 11-е стер. изд.- Москва : Ред. и экспедиция «Русского Библиографического Института Гранат».
Том седьмой : Брюгге - Вар.- [Б. г.].- Стлб. 5-7 : ил.