Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института Гранат / до 33-го тома под ред. Ю.С. Гамбарова [и др.].- 11-е стер. изд.- Москва : Ред. и экспедиция «Русского Библиографического Института Гранат».
Том седьмой : Брюгге - Вар.- [Б. г.].- Стлб. 5-7 : ил.
Иллюстрации к статье взяты из разных изданий фонда Сектора редких книг.
Брюлловъ, Карлъ Павловичъ, живописець, р. въ Петербургѣ 12 декабря 1799 г. Первые успѣхи въ искусствѣ Б. сдѣлалъ подъ руководствомъ отца и 10 лѣтъ поступилъ въ академiю художествъ.
Слабый въ наукахъ, Б. вызывалъ удивленiе своими успѣхами въ искусствѣ, проходя строгую школу рисованiя у Андрея Иванова, Егорова и Шебуева. Въ 1821 г. за карт. «Явленiе Аврааму трехъ ангеловъ у дуба Мамврiйскаго» Б. получилъ золотую медаль и право на заграничное пенсiонерство.
Центромъ заграничн. пребыванiя Б. была Италiя. Здѣсь онъ писалъ сцены изъ римской народной жизни, копировалъ «Аѳинскую школу» Рафаэля и по заказу А. Демидова исполнилъ въ 1831-33 гг. громадную картину «Послѣднiй день Помпеи». Картина произвела фуроръ въ Италiи, была выставлена въ Парижѣ и въ 1834 г. была привезена въ Петербургъ.
Два года спустя, послѣ путешествiя черезъ Аѳины и Константинополь, Б. вернулся черезъ Москву въ Петербургъ и былъ встрѣченъ съ необычайной торжественностью, какъ европ. извѣстный мастеръ.
Съ 1836 г. онъ поселился въ Петербургѣ, былъ назначенъ преподавателемъ академiи и сталь получать множество заказовъ какъ правительственныхъ, такъ и частныхъ. Болѣзнь сердца заставила его уѣхать на о. Мадейру. Оттуда послѣ нѣкотораго улучшенiя Б. переѣхаль въ Италiю, но здѣсь состоянiе здоровья его рѣзко ухудшилось, и онъ умеръ въ Римѣ 12 ноября 1852 г. Похороненъ Б. на кладбищѣ Монте Тестачiо, близъ Рима.
Б. написалъ рядъ картинъ религiозныхъ: «Распятiе», «Взятiе Богоматери на небо», «Св. Троица», «Спаситель во гробѣ», нѣсколько историческихъ картинъ: «Смерть Инессы де Кастро», «Осада Пскова» (неоконченная), нѣсколько жанровъ изъ римской и турецкой жизни, нѣсколько аллегорiй, значительное число портретовъ, изъ которыхъ лучшiе - князя А. Голицына, И.А. Крылова и самого художника.
Въ этихъ произведенiяхъ виденъ ученикъ строгихъ академиковъ-рисовальщиковъ. Б. усвоилъ много хорошаго отъ своихъ предшественниковъ, но и внесъ много новаго, внесъ жизнь и движенiе, чего недоставало его учителямъ. Романтикъ по темпераменту и натурѣ, Б. первый въ русскомъ искусствѣ показалъ новое направленiе и при своемъ блестящемъ талантѣ и изумительной техникѣ вызвалъ «Послѣднимъ днемъ Помпеи» взрывъ восторга у современниковъ.
Но когда восторгъ стихъ и романтизмъ смѣнился реализмомъ, Б. подвергся критикѣ, и нѣсколько односторонней. Тогда стали указывать, что его религiозныя картины, исполненныя по заказу, въ духѣ болонской школы, повторяютъ старые академическiе образцы и лишены высокаго одушевленiя и религiознаго настроенiя; что его историческiя картины страдаютъ недостатк. историчности, мелодраматизмомъ и театральностью; что его аллегорiи искусственны; что жанры мало содержательны.
Но подчеркивая недостатки, критика забыла отмѣтить, что у Б. всюду разбросано много талантливости, силы, виртуозности, остроумiя, что въ полномъ блескѣ талантъ Б. развертывается въ портретахъ. Въ нихъ превосходный рисунокъ и колоритъ, простота и близость къ дѣйствительности, сила лѣпки и рельефъ; въ нихъ правдивое пониманiе характеровъ и мастерская передача натуры.
Б. важенъ тѣмъ, что онъ однимъ ударомъ своей бравурной кисти сразилъ навсегда мертвенность и холодъ старой школы, открылъ просторъ и свободу творчеству, разбудилъ зрителя и художника и однимъ изъ первыхъ началъ прiучать ихъ къ требованiю жизни и натуры вмѣсто условности. Эффектность письма, аффектацiя чувствъ, внесенная Б-омъ въ русскую живопись, какъ элементы романтизма, были необходимы и, совершивъ свое дѣло оппозицiи противъ стараго классицизма, исчезли. Но совершенство письма, рисунокъ, мастерство лѣпки и освѣщенiя, добросовѣстное изученiе натуры, на что такъ сильно напиралъ Б. въ бесѣдахъ и наставленiяхъ своимъ ученикамъ, - все это было наслѣдiемъ, которымъ обновленная русская живопись жила долго послѣ Б.
Большая часть произвед. Б. нынѣ находится въ музеѣ имп. Александра III въ Петербургѣ.
О.Б.: Стасовъ В., «Русскiй Вѣстникъ» 1861 г., т. XXXV; Сомовъ А., «Б. и его знач. въ русск. искусствѣ» (2 изд. 1899); Деларовъ П., «Б. и его знач. въ истор. живописи» («Иск. и худож. промышл.» 1899 г., №15); Бенуа, А., «К.П. Б-въ» («Мiръ иск.», 1900, №1-2); Кубасовъ, «Архивъ Б-выхъ» 1900 г. Альбомъ выставки по случаю столѣтiя со дня рожденiя К.П. Б-ва.
Н.Т.
Оригинал статьи можно посмотреть в Центре писателя В.И. Белова.
При использовании материалов ссылки на сайт centr-belova.ru и источник публикации обязательны.