Новоуспенский, Н.Н. Сокровища Русского музея / Н.Н. Новоуспенский ; Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний.- Москва : Знание, 1958 – С. 12-13.
С особенной силой идеи гуманности и черты реализма проявились в творчестве одного из величайших русских художников – К.П. Брюллова (1799-1852). При первом взгляде на его многочисленные работы (в музее хранится самое большое их собрание) поражает темпераментность и свободная артистичность его картин, необычайная сила красок, виртуозность рисунка, благородная красота человеческих образов. Оставаясь верным основным традициям академической школы, Брюллов преодолел многие её условности с позиций реализма.
Уже в такой ранней ученической картине, как «Нарцисс, любующийся своим отражением в воде» (1819), проявилось понимание подлинной поэзии античного мифа, оживившей холодную рассудочность классицизма. В картине «Итальянский полдень» (1827) Брюллов сумел передать трепет юной жизни в облике молодой девушки, собирающей виноград. Самое обращение академиста к бытовому сюжету было для того времени явлением смелым и необычным и на первых порах вызвало настороженное отношение профессуры. Однако в дальнейшем реалистические тенденции в творчестве Брюллова всё более укреплялись и особенно ярко проявились в его многочисленных портретах.
Хранится в музее с момента его основания и принесшая Брюллову мировую славу картина «Последний день Помпеи» (1833). На грандиозном полотне здесь воссоздан момент гибели античного города, расположенного у подножья Везувия и разрушенного во время извержения вулкана в 79 году н.э.
Работая над картиной, Брюллов посещал раскопки, оставившие в его душе неизгладимое впечатление, читал воспоминания одного из очевидцев катастрофы - историка Плиния Младшего и стремился приблизиться в изображении к действительным историческим фактам. Воссоздав с необычайной эффектностью и живописной силой это страшное явление природы, Брюллов всё же сосредоточил главное внимание на обозах людей. Основой содержания картины стали их душевные переживания в минуту смертельной опасности, проявляемые ими благородные человеческие чувства.
В этом и заключалось новаторство художника. Стремление к жизненной правде определило и характер персонажей. Красота изображённых в картине людей — не отвлечённая, идеальная красота античных статуй, господствовавшая до Брюллова в академических картинах. Это - живая прелесть итальянцев, реальные черты натурщиков, позировавших Брюллову.
Необычайная талантливость молодого русского художника вызывала восхищение зрителей в европейских городах. Гоголь назвал «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века, а Пушкин посвятил ей восторженные стихи. Но это был последний блестящий взлёт академического искусства. Дальнейшее развитие русской художественной культуры было невозможным без решительного преодоления ограниченных взглядов на искусство, культивировавшихся в академии, что Брюллов смог сделать лишь частично.
Оригинал статьи можно посмотреть в Центре писателя В.И. Белова.
При использовании материалов ссылки на сайт centr-belova.ru и источник публикации обязательны.