Умный поиск



Василий Белов в искусстве: портрет работы Генриха Асафова

Василий Белов. Портрет Генриха Асафова, 1980 годПожалуй, лучше всего изобразить человека с его мыслями и чувствами может только тот, кто хорошо понимает своего героя, и оба они – и художник, и персона, которую он пишет, ‒ родственные души. Именно поэтому потрет Василия Белова, написанный Генрихом Асафовым, так хорошо передаёт внутренний мир писателя и его характер.

Генрих Алексеевич Асафов – известный российский живописец, член Союза художников России, заслуженный художник РФ. Его работы находятся в Вологодской областной картинной галерее, музеях-заповедниках и краеведческих музеях Вологодской области, в частных коллекциях в России и за рубежом. Произведения художника экспонируются на Всероссийских, межрегиональных, областных и международных выставках. 

Отличает художника особый стиль живописи, он соединяет на своих картинах традиции народного творчества, иконописи, достижений русского авангарда. Близкой для Асафова является тема северной деревни, создает в ней глубокие, то драматичные, то полные юмора и жизнеутверждающей силы образы русского крестьянина и его бытия.

И если Белов – «деревенщик» в литературе, то Асафов – «деревенщик» в изобразительном искусстве: каждый по-своему раскрывает волнующие их темы земли, крестьянского труда, народной души. Два этих имени – Василий Белов и Генрих Асафов – прочно связаны незримыми творческими узами и похожестью судеб. Оба – дети вологодской земли, харовской, как Белов, или усть-кубинской, как Асафов. Оба – дети ушедших на войну крестьян, правда, семье Асафова, в которую отец вернулся живым, повезло больше. Оба «вышли в люди» и получили хорошее академическое образование – Белов закончил Литинститут, Асафов – знаменитый Суриковский институт. Оба вернулись к истокам, посвятив жизнь и творчество «деревенскому космосу». 

Генрих Асафов. Автопортрет, 1970 год

Василий Белов был для Асафова воплощением всего исконного, русского, настоящего – не зря образы крестьян на многих работах художника имеют прямое или косвенное сходство с писателем. Создавая образы мужиков на своих картинах – и ранних, и поздних, когда сформировался его собственный, «асафовский» стиль, – Асафов всегда подспудно имел в виду образ Василия Белова, говорил, что «всегда думал о нем, когда писал крестьян». Художник уверял, что может написать Белова с закрытыми глазами. Причем Асафов никогда не писал портреты с натуры – только по памяти. Распутина, к примеру, он очень долго разглядывал издалека во время его приезда на юбилей Белова. А персонажа своей работы «О земле», которая сейчас находится в собрании областной картинной галереи, художник «подсмотрел» на снимке в газете «Красный Север», где Белов стоит на фоне поля и трогает землю, а рядом с ним, и без того невысоким, стоит и вовсе крошечный мужичок.

Белов и Асафов были частью одного круга вологодской творческой интеллигенции последней трети ХХ века. «Культурная жизнь того периода в Вологде была совершенно особенная, – вспоминает искусствовед Наталия Серова, хорошо знавшая и Василий Белова, и Генриха Асафова. – Та культурная жизнь, которую определяли Белов и Асафов каждый в своей сфере. Вологодская писательская организация, которая была одной из лучших в России, и Вологодское отделение Союза художников – это были два сообщающихся творческих сосуда, которые очень тесно общались и дружили. На старый черно-белых фотографиях можно увидеть Владимира Корбакова, Николая Рубцова, Василия Белова и многих других – это был один круг. Они были друг другу интересны, испытывали потребность друг в друге, подпитывали творчество друг друга». Асафов говорил, что чрезвычайно сильное впечатление на него произвело мероприятие, посвященное 50-летию Василия Белова, когда на Вологодчину приехал весь цвет русской литературной жизни того времени: Валентин Распутин, Владимир Крупин, Владимир Солоухин и многие другие. Портреты некоторых из них он рисовал по нескольку раз.

Образ, воплощённый в портрете, стал классическим: сосредоточенный строгий мыслитель со склоненной головой. «Не помню, кто первым нашел этот образ Белова, но он нравился многим художникам, – отмечает Наталия Серова. – Наверное, это не случайно, что многие и очень разные мастера пишут Белова именно так: наверное, это единственно правильный образ для писателя, который записал крестьянский апокалипсис – коллективизацию, предвидел печальное будущее деревни; человека, впитавшего в себя столько боли, столько горя, столько чужого несчастья. Асафов очень хорошо передал все это: тут узнается и персонально Белов, и одновременно он типизирован в качестве могучего русского художника слова».

Генрих Асафов также создал портреты близких друзей Василия Белова:Валентина Распутина, Николая Рубцова, Василия Шукшина. Своё желание воплотить в живописи образы этих писателей их Алексеевич объяснил так: «Я их люблю. Мне их приятно писать. Они глубокие. У них своя судьба. Мыслили, как никто. Они как бы большие дети».

Генрих Алексеевич Асафов

19 апреля 2020 года исполнится 80 лет со дня рождения Генриха Алексеевича. Центр писателя В.И. Белова поздравляет художника и желает неиссякаемого вдохновения, крепкого здоровья, благополучия, творческих сил и долгих лет жизни!

 

Источник: http://cultinfo.ru/news/2018/5/portrait-of-vasily-belov-painter-henry-asafova-pre

Поделиться

 

Метрика