Пожалуй, лучше всего изобразить человека с его мыслями и чувствами может только тот, кто хорошо понимает своего героя, и оба они – и художник, и персона, которую он пишет, ‒ родственные души. Именно поэтому потрет Василия Белова, написанный Генрихом Асафовым, так хорошо передаёт внутренний мир писателя и его характер.
Генрих Алексеевич Асафов – известный российский живописец, член Союза художников России, заслуженный художник РФ. Его работы находятся в Вологодской областной картинной галерее, музеях-заповедниках и краеведческих музеях Вологодской области, в частных коллекциях в России и за рубежом. Произведения художника экспонируются на Всероссийских, межрегиональных, областных и международных выставках.
Отличает художника особый стиль живописи, он соединяет на своих картинах традиции народного творчества, иконописи, достижений русского авангарда. Близкой для Асафова является тема северной деревни, создает в ней глубокие, то драматичные, то полные юмора и жизнеутверждающей силы образы русского крестьянина и его бытия.
И если Белов – «деревенщик» в литературе, то Асафов – «деревенщик» в изобразительном искусстве: каждый по-своему раскрывает волнующие их темы земли, крестьянского труда, народной души. Два этих имени – Василий Белов и Генрих Асафов – прочно связаны незримыми творческими узами и похожестью судеб. Оба – дети вологодской земли, харовской, как Белов, или усть-кубинской, как Асафов. Оба – дети ушедших на войну крестьян, правда, семье Асафова, в которую отец вернулся живым, повезло больше. Оба «вышли в люди» и получили хорошее академическое образование – Белов закончил Литинститут, Асафов – знаменитый Суриковский институт. Оба вернулись к истокам, посвятив жизнь и творчество «деревенскому космосу».
Василий Белов был для Асафова воплощением всего исконного, русского, настоящего – не зря образы крестьян на многих работах художника имеют прямое или косвенное сходство с писателем. Создавая образы мужиков на своих картинах – и ранних, и поздних, когда сформировался его собственный, «асафовский» стиль, – Асафов всегда подспудно имел в виду образ Василия Белова, говорил, что «всегда думал о нем, когда писал крестьян». Художник уверял, что может написать Белова с закрытыми глазами. Причем Асафов никогда не писал портреты с натуры – только по памяти. Распутина, к примеру, он очень долго разглядывал издалека во время его приезда на юбилей Белова. А персонажа своей работы «О земле», которая сейчас находится в собрании областной картинной галереи, художник «подсмотрел» на снимке в газете «Красный Север», где Белов стоит на фоне поля и трогает землю, а рядом с ним, и без того невысоким, стоит и вовсе крошечный мужичок.
Белов и Асафов были частью одного круга вологодской творческой интеллигенции последней трети ХХ века. «Культурная жизнь того периода в Вологде была совершенно особенная, – вспоминает искусствовед Наталия Серова, хорошо знавшая и Василий Белова, и Генриха Асафова. – Та культурная жизнь, которую определяли Белов и Асафов каждый в своей сфере. Вологодская писательская организация, которая была одной из лучших в России, и Вологодское отделение Союза художников – это были два сообщающихся творческих сосуда, которые очень тесно общались и дружили. На старый черно-белых фотографиях можно увидеть Владимира Корбакова, Николая Рубцова, Василия Белова и многих других – это был один круг. Они были друг другу интересны, испытывали потребность друг в друге, подпитывали творчество друг друга». Асафов говорил, что чрезвычайно сильное впечатление на него произвело мероприятие, посвященное 50-летию Василия Белова, когда на Вологодчину приехал весь цвет русской литературной жизни того времени: Валентин Распутин, Владимир Крупин, Владимир Солоухин и многие другие. Портреты некоторых из них он рисовал по нескольку раз.
Образ, воплощённый в портрете, стал классическим: сосредоточенный строгий мыслитель со склоненной головой. «Не помню, кто первым нашел этот образ Белова, но он нравился многим художникам, – отмечает Наталия Серова. – Наверное, это не случайно, что многие и очень разные мастера пишут Белова именно так: наверное, это единственно правильный образ для писателя, который записал крестьянский апокалипсис – коллективизацию, предвидел печальное будущее деревни; человека, впитавшего в себя столько боли, столько горя, столько чужого несчастья. Асафов очень хорошо передал все это: тут узнается и персонально Белов, и одновременно он типизирован в качестве могучего русского художника слова».
Генрих Асафов также создал портреты близких друзей Василия Белова:Валентина Распутина, Николая Рубцова, Василия Шукшина. Своё желание воплотить в живописи образы этих писателей их Алексеевич объяснил так: «Я их люблю. Мне их приятно писать. Они глубокие. У них своя судьба. Мыслили, как никто. Они как бы большие дети».
19 апреля 2020 года исполнится 80 лет со дня рождения Генриха Алексеевича. Центр писателя В.И. Белова поздравляет художника и желает неиссякаемого вдохновения, крепкого здоровья, благополучия, творческих сил и долгих лет жизни!
Источник: http://cultinfo.ru/news/2018/5/portrait-of-vasily-belov-painter-henry-asafova-pre