Умный поиск



Некрасов Николай Алексѣевичъ (Настольный энциклопедическiй словарь, 1903)

Настольный энциклопедическiй словарь Товарищества Бр. А. и И. Гранатъ и К.- 6-е изд. съ доп. до 1903 года.- Москва : Типографiя Общества распростр. полезныхъ книгъ.
Томъ VII : Нейштеттинъ - Примасъ.- 1903.- 4094 с. : ил. + [18] л. доп.

2) Некрасов, Николай Алексѣевичъ, русскiй поэтъ, род. 22 ноября 1821 г. въ глухомъ мѣстечкѣ Винницкаго у., Подольской губ.

Его отецъ служилъ въ армiи, былъ мало образованъ и небогатъ; выйдя въ отставку, онъ поселился съ семействомъ въ своемъ имѣнiи, Ярославской губ. и уѣзда. Мать была дочерью польскаго магната Закревскаго и вышла замужъ противъ воли родителей.

Въ мрачной обстановкѣ прошли дѣтство и отрочество поэта: бѣдность, тяжелыя сцены ссоръ между родителями, жестокость отца въ обращенiи съ подчиненными и крѣпостными, страданiя и слезы матери, безотрадныя картины жизни крѣпостнаго люда и волжскихъ бурлаковъ – такова была школа, гдѣ росла «музы мести и печали». Единственнымъ свѣтлымъ воспоминанiемъ изъ этой мрачной поры до смерти остался въ душѣ поэта образъ его матери, которую онъ уже на смертномъ одрѣ воспѣлъ въ такихъ трогательныхъ звукахъ (Некрасов Н.А. Мать. 1868 г.). Ей онъ былъ обязанъ началомъ своего умственнаго развитiя.

Въ 1832 г., подготовленный какимъ-то семинаристомъ, онъ поступилъ въ ярославскую гимназiю, но учился плохо и, дойдя до 5-го класса, вслѣдствiе неудовольствiя, вызванного однимъ изъ его сатирическихъ стихотворенiй, принужденъ былъ оставить гимназiю.

Тогда отецъ рѣшился опредѣлить сына въ Дворянскiй полкъ въ Петербургѣ и отправилъ его съ небольшой суммой денегъ и рекомендательными письмами въ столицу; но здѣсь юноша поддался убѣжденiямъ земляковъ-студентовъ и задумалъ поступить въ университетъ. Это ему, однако, не удалось, и онъ былъ принятъ лишь вольнослушателемъ на филол. фак.; отецъ, узнавъ объ этомъ, отрекся отъ него и отказалъ ему въ своей помощи.

Въ университетѣ Н. пробылъ съ 1839 по 1841 г.; матерiальное положенiе его въ это время было самое бѣдственное; уроки и случайный литературный трудъ въ различныхъ повременныхъ изданiяхъ далеко не обезпечивали существованiя; случалось, что онъ буквально голодалъ, жилъ по грязнымъ угламъ, и тѣмъ сильно надломилъ свой организмъ. За это время онъ написалъ до 300 печатныхъ листовъ прозы, участвуя въ «Литерат. прибавленiяхъ къ Инвалиду», въ «Литер. газетѣ» Краевскаго, въ «Сынѣ Отечества» Полеваго, въ «Пантеонѣ», въ «Отеч. Запискахъ», сочиняя водевили для Александринскаго театра и составляя азбуки и сказки по заказу книгопродавца Полякова.

Только въ концѣ 1840 года улучшилось положенiе Н-а благодаря Г. Ф. Бенецкому, который предоставилъ ему занятiя при своемъ пансiонѣ; при его же помощи и въ томъ же году Н. издалъ безъ своего имени, подъ заглавiемъ: «Мечты и звуки», сборникъ своихъ стихотворенiй, которыя онъ началъ писать уже въ 7-лѣтнемъ возрастѣ и изъ которыхъ первое («Мысль») было напечатано въ «Сынѣ Отечества» за 1838 г. Сборникъ былъ очень сурово встрѣченъ Бѣлинскимъ и Никитенко.

Вскорѣ послѣ этого Н. сблизился съ кружкомъ Бѣлинскаго, что, безъ сомнѣнiя, сильно повлiяло какъ на расширенiе его умственнаго кругозора, такъ и на характеръ его творчества. Въ теченiе 1841-1847 гг. онъ издалъ цѣлый рядъ литерат. сборниковъ, потерявшихъ теперь всякое значенiе («Статейки въ стихахъ безъ картинокъ» съ сатирой «Говорунъ», «Физiологiя Петербурга» съ разсказомъ «Петерб. углы» и сатирой «Чиновникъ», «Первое апрѣля» и «Петерб. сборникъ»), а въ 1847 году въ компанiи съ Панаевымъ купилъ у Никитенко «Современникъ», который и издавалъ до закрытiя его въ 1866 г. Въ 1868 г. онъ прiобрѣлъ «Отеч. Зап.». Время издательства было самымъ важнымъ перiодомъ въ жизни Н-а: тутъ значительно улучшилось его матерiальное положенiе, и талантъ поэта достиг. своей полной зрѣлости. Но тяжелый недугъ (нервныя боли и желудочные припадки) уже подтачивалъ его силы, онъ замѣтно хилѣлъ, часто прихварывалъ и, наконецъ, 27 дек. 1877 г. его не стало.

Проза Н-а распадается на беллетристику и журн. статьи (критика, публицистика. Изъ произведенiй перваго рода («Опытная женщина» 1841 г., «Необыкновенный завтракъ» 1843 г., «Новоизобрѣтенная привилегированная краска Дирлинга и Ко» 1850 г., «Три страны свѣта», «Мертвое море» 1851 г., «Тонкiй человѣкъ» 1855 г.) многiя были написаны при сотрудничествѣ Панаевой и, вообще говоря, не имѣютъ особеннаго литературнаго значенiя: въ нихъ виденъ лишь посредственный писатель, послѣдователь натуральной школы, старавшiйся съ фотографической точностью воспроизводить наблюдаемыя явленiя. Въ критикѣ Н. держался принциповъ Бѣлинскаго и также не обнаружилъ выдающихся способностей.

Право же на благодарную память и уваженiе потомства даютъ Н-у его стихотворенiя. Н. былъ лирикомъ по самому существу своего таланта, и равно ошибочно видѣть въ его поэзiи  какъ горячую сатиру, такъ и холодный дидактизмъ. Какъ всякiй лирич. поэтъ, онъ умѣлъ выражать лишь чувства, которыя его волновали; поэтому мотивы его стихотворенiй  такъ же разнообразны, какъ пережитыя имъ чувства. Любовь къ женщинѣ, воспоминанiя о матери, тоска по родинѣ и скорбь «поэта-гражданина» - все это одинаково законные элементы его поэзiи и та самая муза мести и печали, которая ему «шептала пламенныя рѣчи, завѣтнымъ умысломъ полна», вдохновляется и видомъ пылающихъ писемъ, и разсказомъ дѣда Мазая, и свиданiем съ Любушкой-сосѣдкой. И все-таки месть, а еще болѣе печаль – являются преобладающими мотивами Некрасовской поэзiи.

Литература 1840-1860 гг. выдвинула на первый планъ народъ, интересовалась имъ, изучала его и выражала сочувствiе его горю; это движенiе сильно подѣйствовало на чуткую душу поэта, и онъ явился въ поэзiи выразителемъ тѣхъ новыхъ, гуманныхъ идей истремленiй, которыя охватили русское общество въ началѣ 50-хъ годовъ и нашли себѣ цѣлый рядъ блестящихъ выразителей въ области беллетристики и критики. Картины родной природы и народной жизни – вотъ преобладающiе сюжеты произведенiй Н-а; русская жизнь отразилась въ нихъ со всѣми своими разнообразными проявленiями, со своими свѣтлыми, какъ и мрачными сторонами. Родная дѣйствительность давала поэту гораздо болѣе мрачныхъ, чѣмъ свѣтлыхъ, мотивовъ, - не удивительно, поэтому, что Н. прежде всего является пѣвцомъ народнаго горя и съ полнымъ основанiемъ называетъ свою музу «печальной спутницей печальныхъ бѣдняковъ, рожденныхъ для труда, страданья и оковъ»; но въ то же время онъ исполненъ непоколебимой вѣры въ нравственныя силы русскаго народа и прославляетъ то самоотверженность Трубецкой и Волконской, то «многострадальныя тѣни» Бѣлинскаго и Добролюбова, то народную удаль и типъ величавой славянки; въ его лучшемъ произведенiи – въ поэмѣ «Кому на Руси жить хорошо» - наряду съ потрясающими картинами крѣпостной жизни стоятъ свѣтлые и сильные образы Тимофеевны, Савелiя, Ермила Гирина, Гриши и др. Справедливо, поэтому, называютъ Н-а «общенароднымъ» поэтомъ. Если пѣсни Кольцова, съ ихъ безсознательною, такъ сказать стихiйною, народностью, способствовали ознакомленiю русскаго общества съ народнымъ духомъ, то стихотворенiя Н-а, проникнутыя горячей и сознательной любовью къ народу, способствовали сближенiю общества съ народомъ, заставили его понять народное горе и полюбить его. По своему характеру произведенiя Н-а не имѣютъ себѣ ничего подобнаго во всей предыдущей исторiи нашей литературы. Новизна содержанiя, можетъ быть, сказалась на достоинствѣ стиха Н-а, который въ смыслѣ легкости и художественности отдѣлки во многомъ уступаетъ стиху Пушкина и Лермонтова.

Мрачное дѣтство и суровая борьба за существованiе наложили на нравственную личность Н-а нѣкоторыя несимпатичныя черты; въ немъ иногда рѣзко сказывался практикъ, мечтавшiй о наживѣ путемъ литературно-промышленныхъ предпрiятiй. Но эти минуты паденiя искупались душевными муками, о которыхъ потрясающiй разсказъ онъ оставилъ намъ въ своихъ произведенiяхъ, и онѣ простятся ему за его «печаль и гнѣвъ», «за каплю крови, общую съ народомъ».

Стихотв. Н-а выдержали пять изданiй. Изъ статей о Н-ѣ отмѣтимъ, какъ болѣе законченныя и безпристрастныя, стт.: Скабичевскаго, во 2 т. собр. соч. и въ «Исторiи новѣйш. русск.  цит.» и Арсеньева, во 2 т. «Критич. этюдовъ».

 

Оригинал статьи можно посмотреть в Центре писателя В.И. Белова.
При использовании материалов ссылки на сайт centr-belova.ru и источник публикации обязательны.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

 

Метрика