Умный поиск



Абрамов и Белов: жила бы моя деревня

Федор Абрамов в ВерколеФёдор Александрович Абрамов — писатель, публицист и литературовед. Яркий представитель советской «деревенской прозы», получившей широкое распространение в 60-х – 80-х годах 20 века.
Он был поразительным оратором-публицистом, слушать которого было почти потрясением. Абрамов постоянно внушал себе и читателям: мы не бессильны. Каждый из нас может противостоять злу словом, делом, добротой, чистотой помыслов и устремлений. «Все мы, — убеждал писатель, — растим и поливаем духовное древо человечества; как только кончится эта духовная работа, как перестанем взращивать духовное древо, так человечество погибнет».

Федор Абрамов родился 29 февраля 1920 года в деревне Веркола Архангельской области.
Всего через год после его рождения умирает кормилец семьи, отец - Александр Степанович, и мать - Степанида Павловна - остаётся одна с пятью детьми.
Когда гроб с телом отца стоял в избе, женщины, плача, просили Бога, чтобы он "малого прибрал", то есть Федю. Мать сурово возразила: "Не умирать родился - жить!" Тогда женщины решили, что "Степанида, видно, помешалась с горя".
Однако семья не погибла и в течение десяти лет из бедняков выбралась в середняки: у них было две лошади, две коровы, бык и полтора десятка овец. Достаток нелегко дался "ребячьей коммуне", как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших. "Брат-отец" - так будет писать о нем потом младший брат Федор. И не случайно главного героя своей тетралогии, человека с похожей судьбой, назовет его именем. Младшим тоже приходилось несладко. Федор вспоминает, что работать начал очень рано: «В 6-7 лет я взялся за грабли, косу и начал добывать хлеб насущный».
В 1938 году Федор окончил десятилетку с отличием и был принят без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета.
В 1941-м Абрамов добровольцем ушёл на фронт и был зачислен пулеметчиком в 337 артиллерийско-пулеметный батальон. Перенёс два тяжёлых ранения. Лечился в госпитале в тяжкие блокадные месяцы, когда раненым давали по 300 граммов хлеба-суррогата. По Дороге жизни в апреле 42 года был эвакуирован на Большую землю.
Выписавшись из госпиталя, он предстал перед комиссией, которая признала его негодным к строевой службе с дальнейшим направлением продолжить военную службу помощником командира Архангельского военно-пулеметного училища.
Оттуда в апреле 1943 года был переведен в отдел СМЕРШа, где и прослужил до осени 1945 года. В том же году его приняли в коммунистическую партию.
В 1948 году окончил университет, затем аспирантуру.
В 1954 году Абрамов опубликовал первую статью, на которую сразу обрушился шквал критики. Она называлась «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», и в ней Абрамов обвинял коллег по цеху, обладателей Сталинской премии в том, что они недоговаривали об истинном положении дел в советской деревне. Он подробно описал тяжелый крестьянский труд, голод и болезни, тяжбу высоких налогов. За это из напечатавшего статью журнала был уволен его главный редактор Александр Твардовский.
В 1958 году Федор Абрамов опубликовал роман «Братья и сёстры». Это было начало будущего литературного цикла «Пряслины», который продолжили романы «Две зимы и три лета» и «Пути-перепутья». За эту трилогию Абрамов получил премию СССР. Позже он дополнит трилогию романом «Дом».
Много славных произведений, посвященных сельской жизни, написал Абрамов: «Пелагея», «Безотцовщина», «Деревянные кони».
В высокой оценке творчества Фёдора Абрамова сходились такие большие и разные писатели, как В. Белов, В. Быков, А. Вознесенский, В. Распутин, В. Солоухин, А. Твардовский, Ю. Трифонов и многие другие.
С Василием Беловым их связывала многолетняя дружба. Началось всё с переписки. В 1963 году Василий Иванович написал Федору Александровичу письмо, откликнувшись на его новую повесть «Вокруг да около». Позже Абрамов вспоминает об этом так: «Памятным для меня в этом письме было и то, что, оказывается, они, Беловы, еще раньше всей семьей читали мой первый роман «Братья и сестры».
Василий Белов и Фёдор АбрамовИ лишь спустя два с лишним года они встретились на Красноярском пленуме СП РСФСР, где их познакомил Александр Яшин.
Федор Абрамов сразу оценил «оригинальность» Василия Белова: «У кого еще в мире такие глаза – широко распахнутые, младенчески простодушные и в то же время скорбные, налитые тревогой и болью за все живое на земле».
Абрамов не сразу разглядел «литературное будущее» Белова, высоко оценил он его дарование только после прочтения черновика повести «Привычное дело»: «Не знаю, под каким названием и под чьим именем войдет в историю литературы 1967 год, а для меня это год «Привычного дела», год Василия Белова. Такого на моем веку, пожалуй, еще не было».
Абрамов бывал в родной деревне Белова. Именно о ней он написал статью к 50-летию Василия Белова «Деревеньку зовут Тимониха»: «Благословенна неделя, прожитая в Тимонихе!.. Нам хорошо говорилось тут, в стороне от деревенской сутолоки... Я жил неделю в Тимонихе – купался в слове. Каждый день к Беловым заходили гости – старики, старухи, ребятишки (любят Белова земляки), и острое словцо, притча, анекдот, «завирулина», или бухтина, по-местному, так и сыпались, так и сыпались… Ни на одной карте мира не помечена Тимониха. Но есть, есть такая деревенька на Вологодчине, и свет её далеко-далеко расходится по Земле».
Приглашаем вас посетить выставку "Абрамов и Белов: жила бы моя деревня", на которой представлены произведения этих авторов.

Выставка продлится до 15 марта.

Поделиться

 

Метрика