1 мая 1924 года родился Виктор Петрович Астафьев. Он один из ярких представителей писателей «деревенской прозы», внесший неоценимый вклад в создание и развитие этого литературного направления.
Астафьев родился и часть своей жизни прожил в сибирской деревне, в красноярском крае, на берегу реки Енисея. Сюда же вернулся жить и работать спустя много лет, после того, как покинул родной край. Он любил свою родину всей душой и эту любовь вложил в свой литературный труд. В его произведениях «Последний поклон», «Ода русскому огороду», «Жизнь прожить», «Царь-рыба» и других русская деревня представлена в образе горячо любимой, родной, такой понятной и близкой автору Родины трудолюбивой и неизбалованной достатком, с чистой и светлой душой, с непередаваемо красивой и разнообразной сибирской природой.
Виктор Петрович создавал свои произведения от чистого сердца, правдиво рисуя эту жизнь. И проза Астафьева нашла свой отклик в душе каждого читателя. Неудивительно, что таланты Астафьева было высоко отмечено, и не раз. В 2009 году уже после смерти писателя было принято решение о присуждении ему премии Александра Солженицына, интересна формулировка этой награды:
«Виктору Петровичу Астафьеву – писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».
Воистину народный писатель, не рядовой для русской литературы, снискавший любовь миллионов, человек прошедший войну и проживший долгую жизнь. Виктор Петрович очень много рассуждал о современной литературе, о проблемах России и с удовольствием беседовал на эти темы с читателями и просто неравнодушными людьми во время творческих встреч.
Слово Виктора Астафьева, талантливого и сильного человека, было ценно, и народ настолько доверял ему, что писателя выдвинули кандидатом в народные депутаты СССР. Трудовой коллектив так охарактеризовал Виктора Петровича:
«Виктор Петрович Астафьев – это человек с активной жизненной позицией, его глубоко волнуют экологические проблемы края, нравственное здоровье общества, вопросы социальной справедливости». (Газета «Коммунист Заполярья» от 05.01.1989 «Предлагаем В.П.Астафьева»).
Инициативу выдвижения Астафьева поддержали игарские гидрографы и красноярские коллективы политехнического и инженерно-строительного институтов. Но депутатом Виктор Петрович себя никогда не мыслил, и даже отказывался. Однако, он всё же был избран депутатом высшего органа страны от Союза писателей СССР.
В течение 2-х лет до распада Советского Союза Виктор Астафьев был Народным депутатом. И в этой роли он остался приверженцем правды и критически относился к власти.
«О себе скажу так: жизнь свою прожил – никогда не заносился. Хотя чего только не предлагали мне, и чем только не окружали, и как только не обхаживали… Все равно остался самим собой. Считаю себя человеком самодостаточным» (Виктор Астафьев).
Виктор Петрович долгое время жил и работал в Вологде, а судьба его во многом схожа с жизнью его друга, Василия Белова. «С Беловым мы едины душой и языком», – говорил в своё время Виктор Петрович.
И пусть порой взгляды писателей расходились, Белов и Астафьев оставались добрыми друзьями и с теплотой отзывались друг о друге. Виктор Петрович, также как и Василий Иванович, высоко ценил творчество и с уважением относился к писательскому труду.
"Почему я стал писать? Потому что ничего другого покалеченный на войне я делать не умел и не мог. Решил себе таким образом зарабатывать на жизнь. И это дело, писательство, выполнять по-русски добросовестно…", – говорил Виктор Астафьев.
Произведения писателя – «Звездопад», «Где-то гремит война», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «До будущей весны», «Тают снега», «Царь-рыба» – сделали Виктора Астафьева «классиком» ещё при жизни. Главной целью его творчество было донести правду, какой бы жестокой она не была. Таким Астафьев и остался в памяти своих читателей – «безжалостно правдивым и беспощадно искренним».