Умный поиск



Брюлловъ Карлъ Павловичъ (Энциклопедический словарь Гранат, нач. XX в.)

Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института Гранат / до 33-го тома под ред. Ю.С. Гамбарова [и др.].- 11-е стер. изд.- Москва : Ред. и экспедиция «Русского Библиографического Института Гранат».
Том седьмой : Брюгге - Вар.- [Б. г.].- Стлб. 5-7 : ил.

Иллюстрации к статье взяты из разных изданий фонда Сектора редких книг.

К.П. Брюллов. Автопортрет.Брюлловъ, Карлъ Павловичъ, живописець, р. въ Петербургѣ 12 декабря 1799 г. Первые успѣхи въ искусствѣ Б. сдѣлалъ подъ руководствомъ отца и 10 лѣтъ поступилъ въ академiю художествъ.

К.П. Брюллов. Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Маврийского. 1921 г.Слабый въ наукахъ, Б. вызывалъ удивленiе своими успѣхами въ искусствѣ, проходя строгую школу рисованiя у Андрея Иванова, Егорова и Шебуева. Въ 1821 г. за карт. «Явленiе Аврааму трехъ ангеловъ у дуба Мамврiйскаго» Б. получилъ золотую медаль и право на заграничное пенсiонерство.

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи (часть картины).Центромъ заграничн. пребыванiя Б. была Италiя. Здѣсь онъ писалъ сцены изъ римской народной жизни, копировалъ «Аѳинскую школу» Рафаэля и по заказу А. Демидова исполнилъ въ 1831-33 гг. громадную картину «Послѣднiй день Помпеи». Картина произвела фуроръ въ Италiи, была выставлена въ Парижѣ и въ 1834 г. была привезена въ Петербургъ.

Два года спустя, послѣ путешествiя черезъ Аѳины и Константинополь, Б. вернулся черезъ Москву въ Петербургъ и былъ встрѣченъ съ необычайной торжественностью, какъ европ. извѣстный мастеръ.

Съ 1836 г. онъ поселился въ Петербургѣ, былъ назначенъ преподавателемъ академiи и сталь получать множество заказовъ какъ правительственныхъ, такъ и частныхъ. Болѣзнь сердца заставила его уѣхать на о. Мадейру. Оттуда послѣ нѣкотораго улучшенiя Б. переѣхаль въ Италiю, но здѣсь состоянiе здоровья его рѣзко ухудшилось, и онъ умеръ въ Римѣ 12 ноября 1852 г. Похороненъ Б. на кладбищѣ Монте Тестачiо, близъ Рима.

К.П. Брюллов. Портрет гр. Ю.П. Самойловой.Б. написалъ рядъ картинъ религiозныхъ: «Распятiе», «Взятiе Богоматери на небо», «Св. Троица», «Спаситель во гробѣ», нѣсколько историческихъ картинъ: «Смерть Инессы де Кастро», «Осада Пскова» (неоконченная), нѣсколько жанровъ изъ римской и турецкой жизни, нѣсколько аллегорiй, значительное число портретовъ, изъ которыхъ лучшiе - князя А. Голицына, И.А. Крылова и самого художника.

Въ этихъ произведенiяхъ виденъ ученикъ строгихъ академиковъ-рисовальщиковъ. Б. усвоилъ много хорошаго отъ своихъ предшественниковъ, но и внесъ много новаго, внесъ жизнь и движенiе, чего недоставало его учителямъ. Романтикъ по темпераменту и натурѣ, Б. первый въ русскомъ искусствѣ показалъ новое направленiе и при своемъ блестящемъ талантѣ и изумительной техникѣ вызвалъ «Послѣднимъ днемъ Помпеи» взрывъ восторга у современниковъ.

Но когда восторгъ стихъ и романтизмъ смѣнился реализмомъ, Б. подвергся критикѣ, и нѣсколько односторонней. Тогда стали указывать, что его религiозныя картины, исполненныя по заказу, въ духѣ болонской школы, повторяютъ старые академическiе образцы и лишены высокаго одушевленiя и религiознаго настроенiя; что его историческiя картины страдаютъ недостатк. историчности, мелодраматизмомъ и театральностью; что его аллегорiи искусственны; что жанры мало содержательны.

Но подчеркивая недостатки, критика забыла отмѣтить, что у Б. всюду разбросано много талантливости, силы, виртуозности, остроумiя, что въ полномъ блескѣ талантъ Б. развертывается въ портретахъ. Въ нихъ превосходный рисунокъ и колоритъ, простота и близость къ дѣйствительности, сила лѣпки и рельефъ; въ нихъ правдивое пониманiе характеровъ и мастерская передача натуры.

Б. важенъ тѣмъ, что онъ однимъ ударомъ своей бравурной кисти сразилъ навсегда мертвенность и холодъ старой школы, открылъ просторъ и свободу творчеству, разбудилъ зрителя и художника и однимъ изъ первыхъ началъ прiучать ихъ къ требованiю жизни и натуры вмѣсто условности. Эффектность письма, аффектацiя чувствъ, внесенная Б-омъ въ русскую живопись, какъ элементы романтизма, были необходимы и, совершивъ свое дѣло оппозицiи противъ стараго классицизма, исчезли. Но совершенство письма, рисунокъ, мастерство лѣпки и освѣщенiя, добросовѣстное изученiе натуры, на что такъ сильно напиралъ Б. въ бесѣдахъ и наставленiяхъ своимъ ученикамъ, - все это было наслѣдiемъ, которымъ обновленная русская живопись жила долго послѣ Б.

Большая часть произвед. Б. нынѣ находится въ музеѣ имп. Александра III въ Петербургѣ.

О.Б.: Стасовъ В., «Русскiй Вѣстникъ» 1861 г., т. XXXV; Сомовъ А., «Б. и его знач. въ русск. искусствѣ» (2 изд. 1899); Деларовъ П., «Б. и его знач. въ истор. живописи» («Иск. и худож. промышл.» 1899 г., №15); Бенуа, А., «К.П. Б-въ» («Мiръ иск.», 1900, №1-2); Кубасовъ, «Архивъ Б-выхъ» 1900 г. Альбомъ выставки по случаю столѣтiя со дня рожденiя К.П. Б-ва.

Н.Т.

 

Оригинал статьи можно посмотреть в Центре писателя В.И. Белова.
При использовании материалов ссылки на сайт centr-belova.ru и источник публикации обязательны.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

 

Метрика