Умный поиск



Ремизов Алексей Михайлович (Энциклопедический словарь Гранат)

Ремизов А.М. Источник http://tvkultura.ruНаходился в Вологде в ссылке.

Ремизов, Алексей Михайлович, известный писатель (род. в 1877 г.).

С 1904/05 гг. имя Р. встречается в журналах символистов: «Весы», «Вопросы жизни», «Золотое Руно», в сборниках «Северные цветы», «Гриф», «Скифы», «Шиповник», «Сирин» и т.д. Символисты объявляют борьбу действительности и выдвигают из своей среды художников, «неприявших мир», объявляющих смерть быту, освобождающих читателей от гипноза общественности во имя права личности. Властителем дум становится Ницше. Модернисты проникаются мистицизмом. Они провозглашают эру сверхчеловека-эстета с его бесстрастием, с его формулой «искусство для искусства», с его тяготением к «мирам иным». Если В. Брюсов в эти годы «уходил в страну молчанья и могил, в века загадочно былого», то старозаветный Р. уходил в церковное средневековье, в таинственный мир чертей и подвижников, разбойников и блаженных, жестоких истязателей и кротких мучеников, скоморохов и юродивых святой Руси. С ужасом он всматривается в действительную жизнь уездных городишек Лыкова, Студенца и видит там обезьяний быт, одни обезьяньи образины, искаженные отвратительнейшими обезьяньими гримасами, откуда он бежит под покров богородицы, ходившей по мукам, бежит под защиту Николая Милостивого и пишет образы кротких праведников, женщин и детей в стиле нестеровских святых.

Два отдела – «обезьяний» и «святорусский» - резко противопоставлены в творчестве Р. Сам себя Р. называет по-скоморошьи – «обезьяньим царём Асыкой». С большой остротой и беспощадностью Р. вскрыл всю мерзость, жестокость, всю мещанскую пошлость мелкой уездной жизни в своих бытовых произведениях: «Пятая язва», «Пруд», «Часы», «Крестовые сестры», «Неуемный бубен», «Петушок», «Чайничек», рассказы из книги «В Мурье». Его реальные образы превращаются в грозные символы кошмарных и таинственных сил. За реальным встаёт фантастическое, образы принимают гротескный характер.

В основу большинства сказок, дум, легенд, апокрифов, прологов Р. легли старинные рукописи XIV-XVIIIвеков, памятники отреченной русской литературы, апокрифические тексты, прологи, жития святых «Лествица Иоанна», изданная Оптиной пустыней, легенды Афанасьева, былины И. Киреевского, сказки и песни Белозерского края и т.д. Часто готовый фольклорный материал целиком ложится в сказки, легенды, истории Р., в его театральные действа о Георгии Храбром, об Иуде Искариотском, о царе Максимильяне, в его «Бесовское действо».

В своих легендах и сказаньях Р. нижет словесные жемчуга и бисер, нижет самоцветы и упивается радужной игрой древних слов-образов, еще не ставших стертыми знаками, еще исполненных своего первозданного значенья. Он схватывает ритм, интонацию, говор и даже жест старой Руси, аскетически благочестивой и хмельно-веселой, но за отдельными самоцветами, за остро и ярко, ослепительно выделяющейся подробностью пропадает целое, в особенности в больших его произведениях, где он покидает готовый, данный уже ему материал и переходит к старозаветной уездной жизни непосредственно.

В прихотливом сочетании людей и вещей, звездных песен и звериного воя, фантастических кошмаров и натуралистических подробностей – своеобразие разорванного, мозаичного стиля Р. Кошмарообразные герои Р. похожи на лунатиков, на сомнамбул, они двигаются в повестях Р., «как китайские тени, неуловимые и призрачные». Призрачность и мистичность ещё резче проявляются в его эмигрантских произведениях. В «Поле блакитном» девушка из дворянского гнезда страдает видениями и мистическим бредом; в мозаичном произведении «Жизнь» - разорванные куски жизни, пронизанной ужасом и трепетом перед этим миром, перед революцией и тяготением к далёкому потустороннему миру. «Взвихренная Русь», «Никола чудотворец», «Жизнь», «Esprit» вскрывают быт эмиграции и преисполнены глубочайшей тоски по родной земле. Неприкаянностью, обреченностью, распадом, тлением веет от этих произведений Р.

В альманахе «Гриф» была напечатана в 1913 г. сказка-притча Р. «Ремез-птица», сказка о себе. В переводе на язык прозы, Р. о себе так умозаключает: Р.-художнику дан большой талант; но мастер-коллекционер, изограф, оторванный от обреченного на гибель класса, не сумел связаться с теми социальными силами, которые творят жизнь, и был наказан – содержание действительной жизни ушло из его произведений, и он умалился. Р. стал художником разрозненных самоцветов.

В. Львов-Рогачевский.

Ист.: Энциклопедический словарь Гранат. Седьмое издание. Т. 36, ч. I. Стлб. 471-473.

Поделиться

 

Метрика