Умный поиск



Гюго Викторъ (Энциклопедический словарь Гранат, нач. XX в.)

Игнатовъ, И. Гюго (Hugo), Викторъ / И. Игнатовъ // Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института Гранат. Том семнадцатый / до 33-го тома под ред. проф. Ю.С. Гамбарова [и др.].- 11-е стер. изд.- Москва, [б. г.].- С. 455-456 : портр.

В. Гюго. С портрета Л. БоннаГюго (Hugo), Викторъ, знаменит. французск. поэтъ, крупнѣйшiй представитель романтической школы во Францiи, род. 26 февраля 1802 г. въ Безансонѣ.

Сынъ наполеонавского генерала, Г. провелъ раннее дѣтство въ путешествiяхъ вслѣдъ за отцомъ по Италiи и по Испанiи.

Во время пребыванiя въ Мадридѣ учился въ мѣстной дворянской семинарiи. По переселенiи въ Парижъ учился въ частной школѣ и въ лицеѣ Louis le Grand [Великий Луи].

Еще не достигши юношескаго возраста, Г. выступалъ публично съ своими стихами, удостоиваясь за нихъ наградъ на Тулузскихъ «Jeux Floraux» [«Цветочные игры»] и почетнаго отзыва отъ Академiи. Ода на смерть герцога Беррiйскаго доставила ему извѣстность и прозвище enfant sublime [несравненный ребёнок], данное ему Шатобрiаномъ. Съ изданiя перваго сборника стихотворенiй (1822 г.) извѣстность автора начинаетъ безпрерывно расти.

Г. женился рано, имѣлъ нѣсколько дѣтей, которыхъ ему пришлось пережить.

При Луи-Филиппѣ Г. получилъ званiе пера Францiи, въ 1848 г. былъ избранъ депутатомъ; въ 1851 г. принималъ близкое участiе въ противодѣйствiи перевороту; изгнанный послѣ 2 декабря [1851 г., когда в Париже произошёл политический переворот], жилъ то въ Бельгiи, то на островѣ Джесеѣ, то на Гернсеѣ. Возвратился въ Парижъ послѣ низверженiя Наполеона. Здѣсь прожилъ 15 лѣтъ; ум. 22 мая 1885 г.; похороненъ въ Пантеонѣ.

Похороны его привлекли нѣсколько сотъ тысячъ человѣкъ и приняли характеръ всенароднаго чествованiя поэта. Действительно, драматургъ, романистъ, поэтъ, политическiй дѣятель, Г. на каждомъ изъ этихъ поприщъ является очень крупнымъ дѣятелемъ, поражаетъ шириною и блескомъ своего таланта, но при жизни Г., отчасти благодаря шуму, который онъ любилъ поднимать вокругъ своего имени, дѣйствительныя достоинства его произведенiй принимали въ глазахъ общества преувеличенные размѣры, росли, множились и дѣлали изъ Г. колоссальную фигуру, съ которой не могъ идти въ сравненiе ни одинъ поэтъ въ настоящемъ или прошломъ французской литературы.

Какъ драматургъ, Г. сразу заставилъ говорить о себѣ, выпустивъ своего «Кромвеля» съ предисловiемъ, въ которомъ бросалъ вызовъ устарѣвшимъ традицiямъ драматурговъ. Это былъ какъ бы манифестъ романтической школы, вызвавшiй цѣлую бур. в пѣчати; за «Кромвелемъ» послѣдовали «Эрнани», «Марiонъ де-Лормъ», «Le roi s’amuse» [«Король забавляется»], «Ruy-Blas» [«Рюи Блаз»] и др. Ни одно представленiе не проходило безъ шумныхъ протестовъ со стороны приверженцевъ старыхъ формъ драматическаго творчества и горячихъ овацiй молодежи, во главѣ съ Теофилемъ Готье, Жераромъ и др. Эта упорная борьба двухъ направленiй, сосредоточившаяся вокругъ драмъ Г., создала ихъ автору славе не только великаго поэта, но и великаго новатора.

Время въ значительной степени уменьшило ореолъ, окружавшiй драмы Г.; ихъ дѣйствующiя лица слишкомъ отвлеченны; въ большинствѣ случаевъ онѣ построены по одному типу, поражая зрителя противоположенiемъ какой-либо одной черты характера всему образу. Такъ, нравственному и физическому безобразiю шута в «Le roi s’amuse» [«Король забавляется»] противопоставляется его отеческая любовь; порокамъ Лукрецiи Борджiа – ея материнская любовь; низкому общественному положенiю Рюи Блаза – его талантъ и нравственныя достоинства. Къ сухости, однообразiю и отвлеченности характеровъ присоединяется произвольность дѣйствiя, невѣроятность интриги, игнорированiе жизни. Но рядомъ съ этимъ у Г. нерѣдко проявляется «поэтическое видѣнiе» прошедшаго, какъ въ томъ же «Ruy-Blas» [«Рюи Блаз»] и въ «Burgraves» [«Бургграфы»], и вмѣстѣ съ лиризмомъ стиля заставляетъ забывать недостатки пьесы.

Какъ романистъ, Г. сохраняетъ и недостатки, и большiя достоинства драматурга. Его «Notre-Dame de Paris» [«Собор Парижской Богоматери»] бѣдна въ психологическомъ и драматическомъ отношенiяхъ, но въ то же время, по выраженiю Лансона, романъ представляетъ почти «голюцинаторное видѣнiе стараго Парижа и его огромнаго собора».

Болѣе богатой психологiей отличаются «Misérables» [«Отверженные»], - самый большой романъ автора, дающiй картину возрожденiя погибшей души и борьбы классовъ, изобилующiй лирическими отступленiями и философскими размышленiями. Несмотря на обычные недостатки автора, «Несчастные» [в настоящее время - «Отверженные»] и по своей нравственной основѣ, и по широтѣ замысла, и по блеску изложенiя остаются однимъ изъ лучшихъ произведенiй человѣческаго духа.

Изъ друг. романовъ и прозаическихъ произведенiй Г. упомянемъ: «Труженики моря», «Девяности третiй годъ», «Человѣкъ, который смѣется», «Послѣдний день приговореннаго къ смерти», «Исторiя одного преступленiя» и др.

Въ стихотворенiяхъ Г. съ особенною силою проявляется его не поддающiйся сравненiямъ стиль. Склонность автора къ метафорамъ прiобрѣтаетъ въ нихъ особенный блескъ, поражая читателя силою, яркостью и новизной образовъ. Въ то же время его постоянное стремленiе къ прогрессу, къ добру, къ милосердiю, его общественныя тенденцiи, его гражданскiй гнѣвъ, - придаютъ его поэтич. произведенiямъ высокую  нравственную привлекательность и навсегда обезпечиваютъ за ними глубокiя симпатiи общества.

Наиб. изв. поэмы Г.: «Orientales» [«Восточные мотивы»], «Feuilles d’automne» [«Осенние листья»], «Chants du crépuscule» [«Песни сумерек»], «Chansons des rues et des bois» [«Песни улиц и лесов»], «Année terrible» [«Грозный год»], «Légende des siècles» [«Легенда веков»], «Châtiments» [«Возмездие»] и др.

См. E. Dupuy, «V.H., l’homme et le poète» (3 изд. 1908); A.C. Su’inburne, «Study of H.» (1886); P. de Saint-Victor, «V.H.» (1885); Brunetière, «V.H.» (1903); Claretie, «V.H., souvenirs intimes» (1902); А. Горнфельдъ, «На Западѣ» (1910); К.К. Арсеньевъ, въ «Вѣстн. Евр.» за 1880 и 1882 гг.

И. Игнатовъ.

 

Оригинал статьи можно посмотреть в Центре писателя В.И. Белова.
При использовании материалов ссылки на сайт centr-belova.ru и источник публикации обязательны.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

 

Метрика