Умный поиск



Кремлев Ю.А. Биография А.Н. Скрябина (Третья симфония ("Божественная поэма") А.Н. Скрябина, 1941)

Кремлев, Ю.А. [Биография А.Н. Скрябина] // Третья симфония («Божественная поэма») А.Н. Скрябина / Ю.А. Кремлев.- Ленинград, 1941.- С. 3-14.

А.Н. Скрябин.Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 25 декабря 1871 г. (по старому стилю). Его отец (Николай Александрович) был юристом и дипломатом, а мать (Любовь Петровна), урожд. Щетинина) – весьма одарённой пианисткой, ученицей Лешетицкого, окончившей Петербургскую консерваторию в первом её выпуске (т.е. в конце 1865 г.). Талант Любови Петровны высоко ценили А. Рубинштейн, Чайковский и Ларош. По окончании консерватории она неоднократно выступала на концертах (в Петербурге и провинции). Менее чем через полтора года после рождения своего единственного сына Любовь Петровна скончалась от скоротечной чахотки в Тироле.

После смерти жены Николай Александрович окончил юридический факультет Московского университета, а затем Петербургский институт восточных языков. Это открыло ему путь к дипломатической карьере, впрочем не слишком удавшейся. Сначала Н.А. занял должность драгомана (официального переводчика) при русском посольстве в Константинополе, а позднее дослужился до поста генерального консула в Эрзеруме.

Это был человек весьма упрямого и деспотического нрава. На воспитание своего сына Н.А. почти не имел влияния, так как, оставив его в Москве на попечении своей матери (Елизаветы Ивановны) и сестры (Любови Александровны), а сам живя преимущественно в Турции, он видел сына редко – лишь во время непродолжительных наездов в Россию. Эти эпизодические встречи не способствовали сближению отца с сыном. Они сильно расходились во вкусах, склонностях и взглядах, в частности, по вопросам политики, в области которой Скрябин-отец придерживался крайне реакционных убеждений.

Живя на попечении бабушки и тётушки, будущий композитор пользовался неизменным любовным вниманием своих воспитательниц. О нём неусыпно заботились, ему ни в чём не отказывали.

Разносторонняя одарённость Скрябина проявилась рано. Семи лет он уже умел читать и писать, сочинял стихи и даже целые пьесы.

Ещё раньше (с четырёх или пяти лет) дали себя знать большие музыкальные способности. Ребёнок легко подбирал по слуху слышанное и положительно влюбился в рояль. Он проводил за роялем целые дни, так что протирал подошвы педалями, а иногда даже целовал любимый рояль перед сном.

Вскоре мальчика показали А. Рубинштейну. «Не троньте ребёнка, - сказал Рубинштейн, - дайте ему развиваться свободно, со временем всё придёт само собою».

Осенью 1882 г. Скрябин был принят во второй московский кадетский корпус.

Здесь скоро заметили музыкальные склонности Скрябина, стали звать его «кадетом по случаю» и не слишком донимали военной учёбой и муштровкой. К тому же поводом к послаблениям служили неважное здоровье Скрябина, его хрупкое телосложение и нервная неустойчивость конституции.

Школьные науки давались Скрябину легко; он получал награды и даже считался первым в классе. Впрочем, музыка всё сильнее отвлекала его от всех прочих занятий.

Летом 1883 г. Скрябин впервые стал брать серьёзные уроки фортепианной игры (у Г.Э. Конюса).

Покуда еще не было решения поступить в консерваторию, но вскоре и оно явилось.

С целью непосредственной подготовки Скрябин брал частные уроки музыкальной теории и композиции у С.И. Танеева (с 1884 или 1885 г.). Его игрой на фортепиано в это время (или немного позднее) стал руководить преподаватель Московской консерватории Н.С. Зверев (кстати сказать, подготовивший к консерватории, кроме Скрябина, ряд других выдающихся музыкантов и среди них С. Рахманинова).

В период занятий Скрябина с Танеевым и Зверевым его композиторский талант проявился уже достаточно ясно. Скрябин много импровизировал (преимущественно, подражая стилю Шопена) и являлся автором целого ряда записанных им фортепианных миниатюр.

В Московскую консерваторию Скрябин поступил в январе 1888 г. и занимался тут у В.И. Сафонова (по классу фортепиано), С.И. Танеева (по классу контрапункта) и А.С. Аренского (по классу фуги и свободного сочинения).
Повздорив с Аренским, Скрябин покинул его класс и так и не получил диплома об окончании консерватории по классу композиции. Он окончил консерваторию официально лишь по классу рояля (в 1892 г.).

За время занятий в консерватории Скрябин выработался в превосходного, весьма своеобразного пианиста. Его игра отличалась необычайной тонкостью оттенков и исключительным колоритом педализации. Желая довести до совершенства и свою техническую беглость, Скрябин так много упражнялся, что перетрудил правую руку и на выпускном экзамене едва мог играть. Тем не менее ему присудили золотую медаль.

Ранние сочинения Скрябина были впервые напечатаны издательством П. Юргенсона в 1893 г. (безвозмездно).
Вскоре на Скрябина обратил внимание крупнейший меценат русской музыки – М.П. Беляев, услышавший Скрябина на концерте в Петербурге весной 1894 г. Беляев пришёл в восторг и, познакомившись с композитором, стал его покровителем и другом.

Беляев начал печатать все новые сочинения Скрябина в своём издательстве (платя ему щедрый гонорар). Кроме того, он организовал большое, успешное турнэ Скрябина за границей (в 1895 и 1896 гг.) и не раз оказывал Скрябину материальную поддержку (в виде премий и подарков). До знакомства с Беляевым Скрябин не испытывал острой нужды в деньгах, но, вместе с тем, не обладал и свободными средствами; поэтому помощь Беляева пришлась очень кстати – она дала Скрябину возможность побывать за пределами России и получить множество ценных для творчества впечатлений.

Бывая в Петербурге, Скрябин познакомился с наиболее выдающимися членами беляевского кружка: Римским-Корсаковым, Глазуновым,  Лядовым; с последним он даже подружился.

В 1897 г. Скрябин женился на Вере Ивановне Исакович – блестящей пианистке, окончившей весной того же года Московскую консерваторию по классу проф. П.Ю. Шлецера.

Зимой 1897-1898 гг. Скрябин жил и успешно выступал (один или вместе с женой) в Париже.

В 1898 г. он возвратился в Россию и был приглашён Сафоновым в Московскую консерваторию на должность профессора фортепианной игры (взамен умершего Шлецера); Скрябин принял эту должность в октябре.

В 1899 г. Беляев напечатал первое сочинение Скрябина для оркестра – небольшую пьесу «Мечты», а в 1900 г. – первую симфонию Скрябина.

К началу девятисотых годов относится созревание будущих характерных музыкально-философских идей Скрябина. Он увлекается Ницше, сближается с философским кружком С.Н. Трубецкого, замышляет ряд крупных произведений.

В марте 1903 г. состоялось первое исполнение второй симфонии Скрябина в Москве (под управлением Сафонова); часть публики горячо аплодировала, но послышались и шиканья.

В конце 1902-1903 учебного года Скрябин оставил место профессора фортепиано в консерватории: преподавание тяготило его и мешало свободно отдаться творчеству. Кроме того, Скрябин мечтал пожить за границей.

Дело было за средствами: их не хватало, - особенно потому, что Скрябин в это время имел уже четырёх детей. К тому же материальное положение осложнилось смертью покровителя Скрябина – М.П. Беляева (декабрь 1903 г.).

Тут на помощь пришла давнишняя, богатая ученица Скрябина – М.К. Морозова. Она предложила выплачивать композитору ежегодно субсидию в размере 2400 рублей вплоть до наступления лучших времён.

Скрябин с благодарностью согласился и в феврале 1904 г. выехал с женой и детьми за границу, где они поселились в Швейцарии, на берегу Женевского озера.

Здесь была закончена третья симфония Скрябина («Божественная поэма»), исполненная впервые 29 мая 1905 г. в Париже (под управлением Артура Никиша).

В это время Скрябин немного увлекался идеями социализма, «проповедывал» в швейцарских кафе необходимость уничтожения денег, а также и нищенства, и даже оправдывал свою поездку в Швейцарию словами: «Швейцария свободная страна, в ней легче проводить новые идеи».

С пребыванием в Швейцарии совпал поворот в личной жизни Скрябина. Он разошёлся со своей первой женой (осень 1904 г.) и сблизился с Татьяной Фёдоровной Шлецер – племянницей вышеупомянутого профессора Шлецера. Вторая жена Скрябина (состоявшая с ним в гражданском браке) стала его преданным духовным другом. Она боготворила композитора и полностью принимала не только его музыкальное творчество, но и его философские идеи.

После разрыва с В.И. Исаакович Скрябин некоторое время переписывался с ней. Она впоследствии многократно выступала с концертами из скрябинских произведений.

В 1905 г. Скрябин переехал в Италию, где пробыл 10 месяцев. Здесь Скрябин, между прочим, познакомился с Г.В. Плехановым. Под влиянием бесед с Плехановым Скрябин даже стал читать «Капитал» Маркса. Тем не менее, мировоззрение Скрябина оставалось прямо противоположным материализму. И Плеханов подсмеивался над уверенностью Скрябина в том, что художник является творцом действительности. «Так это вам, Александр Николаевич, - говорил Плеханов, - мы обязаны тем, что сегодня такое голубое небо, такое яркое солнце?!. Спасибо, спасибо!..»

В этот же период своей жизни Скрябин познакомился с теософией, которой и позднее увлекался.

Между тем, материальное положение Скрябина оставалось непрочным. Если бы не помощь Морозовой, то пришлось бы совсем плохо. С издательством Беляева произошла (после смерти его основателя) временная размолвка, устранённая лишь в 1907 г. Несколько улучшила состояние финансов Скрябина его поездка в Америку (1906-1907 гг.), где Скрябину помог организовать ряд концертов его старый товарищ по Московской консерватории – Модест Альтшуллер.

В мае 1907 г. Скрябин посетил Париж, где в это время были организованы Дягилевым «русские исторические концерты». Встреча Скрябина с русскими музыкантами – Римским-Корсаковым, Рахманиновым, Глазуновым и другими – несколько разубедила его во мнении, что на родине к его музыке относятся враждебно. При содействии Римского-Корсакова и Глазунова уладились отношения с беляевским издательством.

Скрябин стал подумывать о возвращении в Россию, но покуда отправился с женой в Швейцарию и прожил там до конца лета 1908 г. (сначала в Беатенберге, потом в Лозанне). В Лозанне была закончена партитура нового крупного оркестрового произведения Скрябина – «Поэмы экстаза».

Живя в Лозанне, Скрябин задумал было сам издавать свои сочинения, но эта затея принесла одни убытки и скоро была им оставлена.

Впрочем, уже весной 1908 г. материальное положение Скрябина внезапно и резко улучшилось. К нему в Лозанну явился виртуоз-контрабасист, дирижёр и миллионер С.А. Кусевицкий. Он уже давно ценил музыку Скрябина, а теперь, думая основать «Российское музыкальное издательство»  и открыть собственные симфонические концерты в Москве и Петербурге, решил заручиться непосредственным участием композитора.

Дело было быстро слажено. Кусевицкий обязался платить Скрябину по 5000 рублей в год впредь до того, как Скрябин окончит задуманное им большое сочинение – «Мистерию». Взамен платы Скрябин обещал отдавать в издательство Кусевицкого все свои новые фортепианные пьесы, а также отдать и «Мистерию», когда она будет окончена. Кроме того, Скрябин условился с Кусевицким относительно выступлений (в качестве пианиста – исполнителя своих сочинений) в его концертах (за особое вознаграждение).

Из Лозанны Скрябины поехали в Биарриц (где гостили у Кусевицких), затем в Брюссель и в январе 1909 г. возвратились в Москву (после пятилетнего пребывания за границей).

21 февраля 1909 г. состоялся концерт Скрябина в Москве [программа его: третья симфония, 5-я соната для фортепиано и «Поэма экстаза» (дирижировал Э. Купер, сонату играл сам Скрябин], положивший начало громкой славе композитора на родине. Ещё до этого «Поэма экстаза» была исполнена в Петербурге – с несколько меньшим, но тоже значительным успехом.

После довольно краткого пребывания в России Скрябины уехали в Брюссель и прожили там до конца года. В январе 1910 г. они вернулись в Москву – на этот раз совсем.

Между тем, «Поэма экстаза» становилась известной в Европе. В конце 1909 и в начале 1910 г. она была дважды исполнена в Берлине (под управлением А. Хесина и Кусевицкого) с возрастающим успехом.

Весной (в апреле-мае) 1910 г. Скрябин принял участие  в большом «симфоническом турнэ» Кусевицкого по Волге. Летом он жил на даче под Москвой, где им было закончено последнее его оркестровое сочинение – «Прометей» («Поэма огня»).

Первое исполнение «Прометея» состоялось 2 марта 1911 г. в Москве (под управлением Кусевицкого, с участием самого Скрябина в фортепианной партии). Приём со стороны публики и критики оказался на этот раз гораздо более прохладным, чем приём «Поэмы экстаза»: новизна музыкального языка «Прометея» многих привела в недоумение.

Вскоре после первого исполнения «Прометея» произошла ссора Скрябина с Кусевицким, закончившаяся разрывом [ссора эта имела ничтожные поводы, и в ней повинны, преимущественно, «друзья» композитора]. Кусевицкий даже прислал Скрябину счёт, требуя возврата или возмещения выплаченной субсидии. Скрябин был в отчаянии и принялся с лихорадочной быстротой писать новые фортепианные вещи, чтобы погасить ими свой долг. Тогда Кусевицкий несколько смягчился, но всё же не возобновил своих личных отношений со Скрябиным.

В течение 1910-1913 гг. Скрябин много раз выступал в концертах – в России и за границей. Концертные выступления не слишком привлекали его, но к ним приходилось прибегать из материальных соображений.

Летом 1912 года Скрябин жил с женой в Швейцарии; осенью этого же года концертировал в Голландии. В ноябре 1912 г. вернулся в Москву и поселился в той квартире, где ныне находится Скрябинский музей.

Летом 1913 г. Скрябины жили на даче вблизи Алексина (на Оке). Осенью и зимой Скрябин вновь выступал в разных городах (Минск, Киев, Вильно, Елизаветград, Кишинев, Одесса, Николаев, Херсон). В феврале и марте 1914 г. Скрябин с большим успехом концертировал в Лондоне.

Все последние годы своей жизни Скрябин был занят подготовкой крупного сочинения – «Предварительного действия», которое должно было послужить введением к давно задуманной «Мистерии». Дело подвигалось, однако, медленно. Стихотворный текст «Предварительного действия» был написан Скрябиным летом 1914 года на даче под Москвой (завершён в основных чертах к концу 1914 г.). Параллельно сочинялась и музыка. Многое в ней было намечено или даже почти готово, но не записано – по всегдашнему обыкновению Скрябина (он обычно записывал свои сочинения лишь тогда, когда они вполне «откристаллизовывались»).

Скрябин предполагал условиться с Юргенсоном относительно издания партитуры «Предварительного действия», которую он рассчитывал закончить в течение примерно восьми месяцев.

В начале апреля 1915 г. должно было состояться деловое свидание.

Однако, вернувшись 4 апреля в Москву из Петрограда (где он дал три концерта с громадным успехом), Скрябин почувствовал себя нездоровым. У него образовался фурункул на верхней губе. Сначала болезнь не внушала опасений, но затем быстро приняла серьёзный оборот. Фурункул перешёл в карбункул и, несмотря на вмешательство лучших московских врачей, Скрябин скончался 14 апреля от общего заражения крови.

Похороны Скрябина привлекли множество публики, особенно из среды учащейся молодёжи. Его смерть вызвала горестный отклик во всей стране.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

 

Метрика