Умный поиск



Дьяконов Юрий. Кино, которое у нас украдено (Наш современник, 1992)

Произведения В. Белова на экране.
Дьяконов, Ю. Кино, которое у нас украдено : (произведения В.И. Белова на киноэкране) / Юрий Дьяконов // Наш современник.- 1992.- №8.- С. 188-192.- (Критика).

Дьяконов Юрий. Кино, которое у нас украдено (1992)КИНО, КОТОРОЕ У НАС УКРАДЕНО
(ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.И. БЕЛОВА НА КИНОЭКРАНЕ)

«Этого народ не позволит», - сказал... собеседник одному ярому западнику. «Так уничтожить народ!» - ответил западник спокойно и величаво.
Ф. Достоевский, 1880 г.

В нашем запроданном с потрохами кинематографе есть три игровых фильма по произведениям В.И. Белова. (Была еще, правда, телепостановка по «Плотницким рассказам», но уже много лет она как бы «испарилась» со все более голубого экрана и уж тем паче вряд ли появится при еще одном оборотне, оседлавшем наше телевидение.)

«Целуются зори», «По 206-й...», «Всё впереди». Обращаясь к ним, я только сейчас, в 1992 году, начинаю понимать то, что предвидел писатель еще задолго до нынешнего триумфа катастройки. Предостерегал. А я не понимал.

Белов написал киносценарий комедии «Целуются зори» в конце 60-х годов. Он был тогда студентом Литературного института. Показал Шукшину. Тому понравилось, и он предложил сценарий на студию имени Горького...

«С кем бы я ни говорил, все хвалили сценарий,- вспоминает Белов.- Сценарий обошел на студии множество кабинетов, пока не застрял в чьем-то столе. Он лежал в этом столе ровно год... И вдруг удача! Мне позвонили в Вологду, чтобы я приехал в Москву специально по этому делу... Редакторша встретила меня очень радушно и после длинного разговора обратилась ко мне с просьбой написать сценарий... об альпинистах. Я забрал у нее рукопись и в тот же день послал на другую студию. Там опять похвалили сценарий и... замолчали. В чем дело? Я недоумевал, ходил по редакциям. Сценарий просили всюду: на студиях, в театрах, на телевидении. Я давал рукопись всем, все хвалили ее, а я терпеливо ждал. Но киностудии молчали, будто набрав в рот воды». Тогда Белов махнул рукой, написал киноповесть под этим же названием и опубликовал. «И тут,- с улыбкой замечает Белов,- вдруг заинтересовались этой повестью. Сценарием не интересовались. И Сережа Никоненко его поставил...»

Семь художественных советов вносили поправки в несчастную комедию! По поручению дирекции режиссер Данелия следил, чтобы все «ценные указания» строго выполнялись. И давал «дружеские» советы режиссеру фильма: «Давай вырежем, а то новой постановки не дадут».

Когда Никоненко в отчаянии спрашивал у директора студии: «Что же вы хотите, чтобы я плакат делал?», то Сизов отвечал: «По мне лучше плакат».

Думаю, читателю не надо объяснять, почему «прогрессивный» наш кинематограф яростно боролся с непритязательной историей о том, как в послевоенном 1947 году трое друзей-колхозников и тетка Настасья поехали в райцентр, пробыли там несколько дней да и вернулись в родное село. Туда ехали с кадушкой соленых рыжиков, обратно - со «спидолой».

Город не принимает их, а они не понимают и не могут принять партийно-бюрократической городской «культуры». Простаки - они сами над собой посмеиваются, постоянно попадают в нелепые ситуации - по простодушию, незнанию и пр. Их наивность взрывает глянцевую оболочку городской жизни и обнажает ее бесчеловечную суть, Бухтина - вещь лукавая и не так проста, как кажется.

Вот пример. Один из героев картины «Целуются зори» Николай Иванович Воробьев вызван в город на совещание. По ходу фильма на это же совещание попадает другой Воробьев - Егорович («У нас полдеревни, почитай, Воробьевы»). И никто не заметил! Именно Егорович, бойкий, не теряющийся, с удовольствием «заседает», а Николай Иванович колет весь день дрова. К вечеру мы видим, какой исполинский труд совершен - весь двор усыпан колотыми дровами - на несколько зим хозяйке хватит Бухтина! Но, как сказано, «сказка ложь, да в ней намек»...

 

Конец ознакомительного фрагмента.
В соответствии с п. 5 ст. 1275 ГК РФ (ч. IV) библиотека может предоставить пользователям электронную копию статьи при условии, что произведение будет использоваться для научных и образовательных целей, и это не повлечёт за собой получение прибыли. Запрос с указанием автора и названия статьи необходимо отправлять на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Оригинал статьи можно посмотреть в Центре писателя В.И. Белова.

При использовании материала ссылки на сайт centr-belova.ru и источник публикации обязательны.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

 

Метрика