Умный поиск



«Родительский дом – начало начал…»

Василий Иванович Белов в ТимонихеВасилий Иванович Белов родился и вырос в северной лесной деревушке с красивым названием Тимониха. В деревеньке этой осталось всего несколько домов, вокруг глухие лесные озера и непроходимые леса. В Харовском районе Вологодской области на территории Азлецкого поселения на холмистом берегу стоит деревня Тимониха – малая родина Белова – не просто северная деревня, а живая часть русской культуры. И хотя, став писателем, Василий Белов поселился в городе Вологде, он никогда не забывал своей деревни. Сколько бы лет не прошло вдали от Тимонихи, жизнь всегда возвращала его к родному порогу. Белов много ездил по миру, выступал с самых высоких трибун страны, но тоска по малой родине, по родительскому дому, по матери не позволяли ему покидать деревню навсегда.

Тимониха и другие окрестные деревни вошли в произведения Василия Белова. На страницах художественных книг и публицистики Белов стремился рассказать всем о своей малой родине, показать ее красоту. Он с горечью сострадания писал о том, как деревня стареет и умирает.

Деревенские считали Василия Ивановича хоть и именитым, но своим, простым и понятным. Герои его произведений - обычные деревенские люди и даже животные, в большинстве случаев не выдуманные, а реальные, те, которых он знал.

Белов говорил: «Я не считаю себя талантливым. Живущие рядом со мной люди, в моей деревне, и в других местах тоже, гораздо талантливее меня. То есть душевно богаче. Русские люди вообще талантливы. Только их иногда не слышат, голос у них негромкий… Вот разве в этом и есть мой талант: услышать и запомнить. Ну, а потом написать».

Документальную повесть «Раздумья на родине» писатель завершает словами: «Но почему-то мне хочется, чтобы дом мой и деревня моя не исчезли совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире».

Белов больше всего боялся, что пропадет с лица земли его родная Тимониха. Действительно, деревня опустела, редкие жители приезжают сюда погостить в летние месяцы. Сам Василий Иванович обычно перебирался в родовое «гнездо» на лето. Большая часть его произведений была написана здесь — вдали от бетонных домов и городской пыли.

ТимонихаНо в отличие от судьбы социальной, судьба литературная оказалась более счастливой. Благодаря таланту великого писателя, заступника русской земли, человека, болеющего душой за Отечество — Василия Белова — Тимониха превратилась в культурную достопримечательность Русского Севера. Тимониха — яркое воплощение трагедии русских деревень, собирательный образ подобных ей населенных пунктов, исчезнувших с лица земли. Несколько раз в Тимонихе бывал профессор, заведующий кафедрой русского языка и литературы токийского университета Рёхэй Ясуи. Профессор говорил: «Деревня со смешным бабьим названием – это Россия в миниатюре, тщательно выписанная кистью Белова».

Сегодня эта деревня служит источником вдохновения для многих её посетителей. Понятно стремление писателей, журналистов, исследователей творчества В.И. Белова побывать на родине сына северной деревни, которую он прославил в своих книгах. Люди приезжают сюда для того, чтобы своими глазами увидеть родовое гнездо писателя, родительский дом - место, которое дарило ему вдохновение, его кабинет, знаменитую «литературную» баньку, церковь, сельское кладбище, где похоронен писатель и его мать. Это помогает лучше понять произведения писателя-земляка, его богатую событиями судьбу.

Зимой здесь практически никто не живёт. Тимониха такая же обезлюдевшая, как и тысячи других российских деревень.

Протяженность дороги от Харовска до Тимонихи - около 60 километров. Природа поражает своей северной неброской красотой. На протяжении всего пути сопровождают нас непроходимые леса, зеркальная гладь озер, холмы заброшенных деревень с забитыми наглухо окнами. Это Сохта - местность, носящая название небольшой речки.

В середине деревни, в которой осталось сегодня пять домов, стоит бревенчатый богатырь — дом Василия Белова. Окно с резными наличниками, маленькие уютные сенники, наполненные ароматом сухой травы, просторный кабинет писателя, старинная утварь, бережно собранная Анфисой Ивановной Беловой. Дом наполнен вещами и воспоминаниями. Здесь собирались его близкие друзья, собратья по перу. В доме Беловых кипели споры о новых произведениях, о России, о будущем русской деревни. В родовое гнездо Белова приезжали такие известные люди, как Василий Шукшин, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Александр Яшин, Евгений Носов, Николай Рубцов...

Тимониха. Дом, в котором родился В.И. БеловаВ своей повести "Плотницкие рассказы" Василий Иванович писал такие строки про свой родной дом: «Утром я хожу по дому и слушаю, как шумит ветер в громадных стропилах. Родной дом словно жалуется на старость и просит ремонта. Но я знаю, что ремонт был бы гибелью для дома: нельзя тормошить старые, задубелые кости. Всё здесь срослось и скипелось в одно целое, лучше не трогать этих сроднившихся бревен, не испытывать их испытанную временем верность друг другу».

Переоценить значение родной деревни для Василия Белова невозможно. Общение с друзьями и единомышленниками для Белова в родной Тимонихе было настоящим бальзамом для души. Общаясь с земляками, он ловил простую крестьянскую речь, скрашенную разными байками, а потом почти без обработки отдавал ее читателям. И это придает его произведениям народный колорит, удивительную неповторимость и ощущение подлинности бытия. Хорошо и плодотворно писалось Белову в Тимонихе. Он писал родной деревне, а душа болела за всю Россию.

«...И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.
Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…»
(В.Белов. На родине).

      Александр Яшин
      ТИМОНИХА 
      (Стихи из дневников)

      Деревни — как сказания,
      В длину и ширину.
      Уже одни названия
      Плотны до основания,
      Что сруб —
      Бревно к бревну.
      Тимониха, Лобаниха,
      Тетериха, Печиха —
      В них что-то есть от Палеха,
      От песни тихой.
      И все — по кромке берега
      На Сохте неглубокой,
      Извилистой, негромкой,
      Затянутой осокой.
      От этой речки быстрой
      Любого мужика
      Вводи в Совет Министров,
      В Политбюро ЦК.
      А я живу в Тимонихе
      У Васи у Белова...
      Там избы, словно бабы, —
      Добротны и плотны,
      А бабы, словно избы, —
      Степенные.
      Коли не Колотиловы,
      То уж Колоколены:
      На песни волокнистые,
      На сказы — мастера.
      Тимониха, Тимониха,
      Домов, наверно, пять.
      И некому в Тимонихе
      Домов пересчитать.
                                 1966

Поделиться

 

Метрика