Умный поиск



Вадим Кожинов. В поисках истины: Искусство Василия Белова и проблема современности (Литературная Россия, 1979)

Ответ на «размышления» литературоведа В.В. Фёдорова о творчестве Василия Белова.

Кожинов, В. В поисках истины : Искусство Василия Белова и проблема современности / Вадим Кожинов // Литературная Россия.- 1979.- 14 дек.- С. 10 : фот.- (Литературные споры и размышления).

Вадим КОЖИНОВ

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Искусство Василия Белова и проблема современности


Не так давно я получил письмо от одного из наиболее значительных представителей нового, условно говоря, «младшего» поколения нашей литературной науки, В.В. Федорова, который последние годы преподает в Донецком университете. Письмо это почти целиком посвящено размышлениям о творчестве Василия Белова. Впрочем, «размышления» не то слово. Несмотря на то, что В.В. Федоров - литературовед сугубо теоретического, даже философского склада, ученик и последователь М.М. Бахтина, он написал мне о повествованиях Василия Белова в таком открыто эмоциональном и острополемическом духе, словно дело идет о кровно задевающих его жизненных событиях.

Уже сам по себе факт, что теоретик литературы, взяв в руки книгу Василия Белова, превращается в страстного читателя, замечательно характеризует этого художника. Но я заговорил о письме своего собрата по литературоведению, конечно, не только поэтому. В своих превосходных исследованиях, основанных почти исключительно на материале классической литературы (Пушкин, Гоголь, Толстой), В.В. Федоров достигает высокой научной объективности и философской широты взгляда. Но он не смог подойти «философски» к искусству Василия Белова. И в результате его письмо с особенной отчетливостью выразило такое отношение к этому художнику, которое, по моим наблюдениям, типично для множества, а может быть, даже и большинства его читателей.

Отношение это можно в самой краткой форме определить так: Василий Белов прекрасный, великолепный, но не вполне «современный» или даже вообще далекий от «современности» художник.

Вот и В.В. Федоров недвусмысленно пишет мне:

«Василия Белова нельзя назвать «современным писателем», изображающим «современного человека». Современный человек живет на колесах, он постоянно что-то «осваивает» и в этом осваивании совершенно потерял себя, и освоить-то он нe может, т.е. сделать «своим»; у него и орган освоения совершенно атрофировался... Есть у вас в Москве такой критик, энтузиаст технического прогресса - О. Не столь давно мне пришлось прочитать его оду (в прозе), воспевающую тракторы, комбайны, элеваторы и транспортеры, между которыми сновали какие-то недотыкомки, и только по форменной одежде (комбинезоны), можно было догадаться, что это и есть те самые люди, «в чьих руках современная мощная техника». Покажи такому О. мысль М.М. Пришвина, что вот, мол, сколько человеческого труда положено вокруг семени, а прорастает оно само, - он, может, даже в восторг придет - неожиданный, дескать, оборот событий, - но скажи ему, что вся эта мощная сельскохозяйственная техника должна расположиться по зерну, по семени, что именно растительная сила этого самого семени должна направлять и означенную технику, - ни в жисть не поверит. Это может уложиться только в просто человеческой (=поэтической) голове.

Василий Белов, мне кажется, и есть такой человек, который живет, «у себя дома», а потому и не современен, ибо современный человек даже в своем доме чувствует себя «на постое». Василий Белов потому пишет в высочайшей степени ответственно, что есть деревенские люди, они уполномочили его возвестить миру то древнее слово, которым мы жили и живём до сих пор».

Я согласен со всем тем, что говорит В.В. Федоров, кроме одного - с его толкованием и его оценкой понятия «современность». Но это несогласие вырастает в чрезвычайно существенную проблему.

 

Конец ознакомительного фрагмента.
В соответствии с п. 5 ст. 1275 ГК РФ (ч. IV) библиотека может предоставить пользователям электронную копию статьи при условии, что произведение будет использоваться для научных и образовательных целей, и это не повлечёт за собой получение прибыли. Запрос с указанием автора и названия статьи необходимо отправлять на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Оригинал статьи можно посмотреть в Центре писателя В.И. Белова.
При использовании материала ссылки на сайт centr-belova.ru и источник публикации обязательны.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

 

Метрика