Умный поиск



Бердяев Николай Александрович (Энциклопедический словарь Гранат)

Н.А. Бердяев. С сайта www.hrono.ruБердяевъ, Николай Александровичъ, соврем. литераторъ, род. въ 1874 г., учился на ест. и юрид. фак. Киев. унив-та, изъ кот. былъ исключенъ въ 1898 г., а въ 1900 г. сосланъ на 3 года въ Вологод. губ. [Вологда была центром ссылки].

Б. – писатель, продѣлавшiй весьма значительную и характерную для нашего времени эволюцiю отъ марксизма къ мистицизму или, какъ онъ самъ выразился однажды, «отъ марксистской лжесоборности, отъ декадентско-романтическаго индивидуализма къ соборности мистическаго неохристiанства».

Первая его статья, о Фр. Ланге и критической философiи, была напечатана сначала въ «Neue Zeit», а затѣмъ въ «Мiрѣ Божiемъ» (1900 г., №7). Уже въ этой статьѣ заключаются зародыши дельнѣйшей идейной эволюцiи Б. Въ 1901 г. Б. выпускаетъ книгу «Субъективизмъ и индивидуализмъ въ общественной философiи. Критическiй этюдъ о Н.К. Михайловскомъ». Значенiе этой книги заключается не въ остроумной и тонкой критикѣ соцiологiи Михайловскаго, а въ попыткѣ соединить соцiальное ученiе Маркса съ моральной доктриной Канта. Но эта попытка Б. не встрѣтила въ лагерѣ марксистов ни малѣйшаго сочувствiя.

Черезъ два года Б. находится уже среди противниковъ марксизма, объединившихся въ сборникѣ «Проблемы идеализма» (1902 г.). Борьба съ матерiализмомъ Маркса и его послѣдователей сдѣлала Б. горячимъ приверженцемъ идеализма, который окрашенъ былъ у него романтизмомъ. Но и идеализмъ не удовлетворилъ его, и онъ увлекается мистицизмомъ. Эту эволюцiю можно прослѣдить по сборнику его статей подъ заглавiемъ «Sub specie aeternitatis» (1907). Здѣсь онъ пытается даже – правда, безуспѣшно – гносеологически обосновать правомѣрность своего мистицизма, которому онъ далъ наименованiе «мистическаго реализма». Мистическое настроенiе Б. естественно поставило его на дорогу религiозныхъ исканiй: «религiя есть зрячая и реальная мистика». Подробному изложенiю своихъ религiозныхъ взглядовъ Б. посвятилъ книгу «Новое религiозное сознанiе и общественность» (1907). Отрицая всякую обрядовую внѣшность, Б. призываетъ къ мистическому общенiю съ Богомъ, къ защитѣ правъ личности на самостоятельное духовное бытiе и предвѣщаетъ наступленiе въ будущемъ новой общественности на основѣ истиннорелигiозности. Она выльется въ формѣ теократiи. совершенно непохожей, однако, на всѣ извѣстныя проявленiя ея въ исторiи человѣчества. Съ точки зрѣнiя своего новаго религiознаго сознанiя Б. подвергаетъ критическому разбору идеи государства, соцiализма и анархизма. Во всѣхъ своихъ произведенiяхъ Б. не столько философъ, сколько философствующiй публицистъ.

Въ перiодъ 1907-1909 гг. въ различныхъ поврем. изданiяхъ Б. помѣстилъ рядъ статей, посвященныхъ злободневнымъ вопросамъ русской общественной мысли. Статьи эти изданы въ сборникѣ «Духовный кризисъ интеллигенцiи» (1910). Съ одной стороны, всякiй общественный кризисъ Б. свожитъ къ перелому въ сознанiи и волѣ; съ другой – ополчается противъ пониманiя соцiально- политическаго процесса, какъ борьбы классовъ. Въ основѣ общественнаго мiросозерцанiя должны лежать, по его мнѣнiю, идея личности и идея нацiи.

Б. участвовалъ также въ извѣстномъ сборникѣ «Вехи».

(Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института Гранат. Т. 5, стлб. 382-384).

Поделиться

 

Метрика