Умный поиск



Василий Белов. О судьбе двухэтажной Вологды (Художник, 1988)

Белов, В.И. О судьбе двухэтажной Вологды / Василий Белов // Художник.- 1988.- №2.- С. 27-29 : цв. фот.- (Культурное наследие).

Ключевые слова: архитектура Вологды, деревянные дома, деревянное зодчество.


О судьбе двухэтажной Вологды

ВАСИЛИЙ БЕЛОВ,
писатель

Ровесница Москвы Вологда строилась не одним десятком поколений русских людей. Она известна не только как промышленный, культурный и административный центр Северо-Запада, но и как город со своим собственным архитектурным обликом. А облик Вологды и до сих пор тесно связан с деревянной архитектурой. Замечательное плотницкое искусство веками процветало на вологодской земле. Здешние древодельцы еще до распространения обычной пилы, одним топором творили подлинные чудеса.

Традиции каменного и деревянного зодчества взаимно дополняли и обогащали друг друга. По деревянным сооружениям вологодских плотников можно и сейчас проследить, как развивалась архитектура - дерево наравне с камнем запечатлело для нас историю строительного искусства. Многие деревянные здания Вологды по своему изяществу, по гармонической красоте пропорций не уступают своим каменным собратьям. Декоративное же украшение жилых домов было поистине массовым, повсеместным. Целые кварталы и улицы были украшены великолепной деревянной резьбой. Каждый карниз, каждое крыльцо были оригинальны и редко повторяли друг друга.

Откуда такая фантазия? Такое богатство и разнообразие узоров? Вероятно, вот так же свободно и неприхотливо звучала былина или сказка в избе в долгие зимние вечера, так же сплетались причудливая и образная словесная вязь под стук звонких коклюшек. Под утро мороз выводил на стеклах свои затейливые узоры, и солнце играло в окнах. Может быть, эта свободная игра света и линий раскрепощала фантазию кружевницы, а заодно и резчика. «Реченька» — один из излюбленных мотивов вологодского кружевного искусства. Тихая, спокойная речка вьется среди лугов, и вот ее изгибы переносятся в белое или черное кружево мастерицы. Те же мотивы, но уже по-другому запечатлены в дереве. То ровно вьющимся хмелем, то льняным стеблем бежит по углам и карнизам резьба. Растительный орнамент тут и там уступает место геометрическому, но оба удивительно ритмичны, неназойливы и прекрасно сочетаются с деталями и общим планом строения. Мастера словно вдыхали в дерево свою новую жизнь на князьках и фасадах домов...

Конец ознакомительного фрагмента.
В соответствии с п. 5 ст. 1275 ГК РФ (ч. IV) библиотека может предоставить пользователям электронную копию статьи при условии, что произведение будет использоваться для научных и образовательных целей, и это не повлечёт за собой получение прибыли. Запрос с указанием автора и названия статьи необходимо отправлять на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Оригинал статьи можно посмотреть в Центре писателя В.И. Белова.
При использовании материала ссылки на сайт centr-belova.ru и источник публикации обязательны.

В статье на с. 29 представлены фотографии:
Улица Ф. Энгельса, 31. Деревянный дом XIX в.
Улица Гоголя, 65. Деревянный дом XIX в.
Вологодский дворик.

Поделиться

 

Метрика