Умный поиск



75 лет Великой Победы: Без ненависти и злобы

ВоеннопленныеНемецкие солдаты все-таки прошли по вологодской земле, но только в качесте военнопленных. На территории нашей области в разное время находились солдаты о офицеры неприятельских армий.

 


Несмотря на то, что вологодские города никогда не были под властью фашистских оккупантов, гитлеровцы и их союзники все-таки по нашим мостовым. Вот только не парадным маршем, а в понурых колоннах военнопленных.
Считается, что в 1939-1949 гг. на территории Вологодской области располагалось 8 лагерей и 5 спецгоспиталей, через которые прошло около 70 тысяч неприятельских солдат и офицеров. Среди их были и военнопленные финны периода Зимней войны, и польские, английские и французские военнослужащие, интернированные с территории Литвы и Польши в 1939-1940 гг., и представители многочисленных дивизий вермахта.
В числе пленников были весьма известные персоны: Зигмунд Берлинг, немецкий ас Второй мировой войны Эрих Хартманн и многие другие.
 Самый крупный лагерь №158 находился под Череповцом.
С армейских приемных  пунктов Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов сюда поступали пленные немцы, финны и даже испанцы из знаменитой «Голубой дивизии». Большинство из них постепенно отправлялись этапами дальше вглубь страны, но были и те, кто в составе спец команд оставались работать на местных предприятиях.
Содержание военнопленных в лагерях было другим по сравнению с фашистскими концлагерями. Не было ни расстрельных команд, ни тем более крематориев. Даже в самое трудное время минимальная суточная норма хлеба на каждого пленного не опускалась ниже 600 граммов, кроме того, ему полагалась порция горячего супа и каша.
Понятно, что некоторые пленные умирали  - от полученных на фронте ран, дизентерии и эпидемий. Но это явление не было массовым. И если из гитлеровских лагерей не вернулся практически каждый второй военнопленный, то средняя смертность в вологодских спецлагерях не превышала 10%.
Уже в конце 1945 года на родину вернулась основная масса финских солдат. Почти вслед за ними отправились домой венгры и румыны. Большинство немецких пленных покинули вологодские лагеря в 1948-1949 годах, а вот те, кто были осуждены за военные преступления, попали под амнистию лишь в 1953-м.
В воспоминаниях о Вологодчине почти все бывшие военнопленные подмечают интересную деталь. За исключением редчайших случаев, ни у конвоиров, ни у местного населения к ним не было ненависти и беспричинной злобы. Наоборот, многие жалели их, угощали сигаретами и даже пытались втихаря подкармливать. И в этом наверняка проявилась национальная черта характера: русский человек может быть беспощаден к врагу на поле брани, но он никогда не станет добивать уже поверженного неприятеля.

По материалам газеты "Наша Победа" (№12/2015, с. 4).

Поделиться

 

Метрика