В этом году десятый раз прошёл Литературный семинар молодых авторов имени писателя Василия Белова. Семинар был организован при финансовой поддержке Администрации города Вологда и Президентского фонда культурных инициатив. Семинар – важная часть Всероссийских Беловских чтений «Белов. Вологда. Россия». Когда мы говорим о сохранении Беловского наследия, это невозможно предоставить без продолжателей его литературных традиций.
Литературный семинар молодых авторов имени В. И. Белова — это всегда больше, чем только учёба. На несколько дней молодые писатели из разных уголков страны становятся небольшой семьёй: вместе завтракают, обсуждают тексты, обмениваются открытками и делятся впечатлениями от прогулок по Вологде. Этот опыт они увозят с собой на другие семинары, к своим читателям и, главное, к своему внутреннему я, которое наполняется чем-то новым и очень тёплым.
География заявок в этом году поразила огромным размахом: 261 работа из 63 регионов России от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Севастополя, и даже одна — из Туниса. После строгого отбора в финал вышли 12 прозаиков, 12 поэтов и 6 критиков с публицистами.
«Работы присылают очень разные, - рассказывает постоянный эксперт семинара прозы, член Союза писателей России Артём Попов (г. Северодвинск), прочитавший к мероприятию 107 текстов участников. – Кто-то пишет о возвращении в деревню своего детства, где жила его бабушка, а людей там уже нет.. И он забирает оттуда последнюю кошку... Многие пишут о любви, о событиях, недавно пережитых в школе или в студенчестве. А кто-то придумал настоящий детектив в американском духе. Одна участница прислала работу в стиле «Остров сокровищ».
«В этом году программу Семинара можно символически разделить на три основные части. Первая – непосредственно разбор текстов экспертами. Вторая – учебно-воспитательная часть, включающая экскурсии и мастер-классы. Третья – мероприятия для широкого круга читателей: встречи с молодыми авторами в библиотеках Вологды, Грязовца и Сокола; концерт «Рабочий полдень» для трудового коллектива Вологодского вагоноремонтного завода и фестиваль «ЛитСИмена», который длился целый день и был рассчитан на семейный отдых», – рассказала Наталья Мелёхина, председатель экспертного совета Литературного семинара молодых авторов им. В. И. Белова, член Союза писателей России и журналист «Вологда.РФ».
Экспертную группу семинара составили признанные мастера слова – члены Союза писателей России, известные литераторы и журналисты. В их числе – Андрей Сальников, Андрей Тимофеев, Артём Попов, Платон Беседин, Инга Чурбанова, Илья Виноградов, Дмитрий Филиппенко, Григорий Шувалов, Мамед Халилов, Наталья Мелёхина.
«Литературные семинары в Вологде растут и набирают обороты. Помню свою первую поездку, когда мероприятие было камерным, но тщательно продуманным. Сегодня, на юбилейном семинаре, мы можем по достоинству оценить настоящий рост: география участников расширилась, количество и качество работ стало выше, а сама программа обогатилась интересными событиями, экскурсиями и выступлениями. Организаторы проделали огромную работу, которую сложно переоценить. Вологда и сегодня продолжает с честью нести звание литературной столицы, бережно храня наследие своих великих писателей, не только Василия Белова, но и Константина Батюшкова, Николая Рубцова», – рассказал председатель Мурманского отделения Союза писателей России, эксперт секции «Поэзия» Илья Виноградов.![]()
На торжественном открытии Семинара в Центре писателя В. И. Белова к участникам обратилась супруга классика, Ольга Сергеевна Белова: «Мне всегда очень радостно, что семинар проходит именно в Вологде. Это поистине важное и нужное событие для всех. Великий писатель Томас Манн называл русскую литературу святой. Наша литература черпает силу в самом слове и в наших православных традициях – любви к Богу и ближнему. Это наша основа, которую нельзя утратить. И я счастлива видеть, что любовь к русскому слову жива, что наши молодые авторы стремятся сказать им что-то новое и искреннее».
Сразу после открытия началась интенсивная работа. Эксперты и участники погрузились в разбор текстов. Говорили о структуре, языке, актуальности тем, советовали что-то убрать, добавить или переработать. Ценность семинара в возможности услышать разные мнения: прозаики и поэты внимали не только мастерам, но и коллегам-критикам, для которых это тоже стало бесценной практикой.
В этом году секция «Критика и публицистика» была впервые включена в программу. В неё поступило 22 работы со всей страны, причём считается, что это очень большое количество заявок, поскольку на многие семинары и фестивали набрать эту номинацию организаторы не могут вовсе, настолько велик дефицит литературной критики в масштабе России. Для участия в финале отобрали 6 молодых авторов. Экспертами-педагогами в секции стали Андрей Тимофеев (г. Москва) и Мамед Халилов (г. Ярославль).
«Семинар в Вологде получился своеобразным «смотром сил». Мы выяснили, что есть молодёжь, которая серьёзно занимается критикой и этой молодёжи нужно помогать в профессиональном становлении. Итог заявочной кампании многих впечатлил. Это успех. Он говорит о том, что, во-первых, молодым авторам хочется в текстах выразить своё критическое отношение к происходящему как в литературе, так и в жизни, а во-вторых, авторитет Беловского семинара, наработанный за минувшее десятилетие, очень высок», – пояснил Мамед Гаджихалилович Халилов, поэт, прозаик, критик, переводчик, председатель Ярославской организации Союза писателей России.
Каждый год «семинаристы» пристально изучают одно из произведений Василия Белова. В этом году это были «Плотницкие рассказы» (12+). Мастер-класс прошёл в форме интеллектуальной игры с необычными заданиями. Её провёл эксперт секции «Проза», член Союза писателей России Артём Попов (г. Северодвинск). Первый тур включал викторину на знание текста, второй – театрализованное чтение отрывков из «Плотницких рассказов». Третий – творческое задание: описать в прозе или поэзии плотницкие и сельскохозяйственные инструменты. Среди них: топор, молоток, рубанок, кичига (для обмолота зерна) и... обычное полено! В четвёртом туре молодые авторы должны были предложить свой финал повести, так как Василия Ивановича в советские годы много критиковали за то, как он завершил свой текст. «Ребята подыграли! Как они перевоплотились в персонажей Олёшу Смолина и Авенира Козонкова, выразительно прочитав по ролям фрагменты из повести! Настоящие актёры! А как художественно описывали плотницкий инструмент или сочинили историю про полено?! Экспромтом. А потом и вовсе по моему заданию придумали другой финал повести. Вот бы Василий Иванович подивился!» – говорит Артём Васильевич.
После мастер-класса молодых авторов пригласили в столярно-плотницкую мастерскую Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря, чтобы они увидели это ремесло и искусство воочию. Умение писать экспромты пригодилось молодым авторам и на Вологодском вагоноремонтном заводе. Экскурсия туда была включена не случайно: 2025 год объявлен Президентом РФ Владимиром Путиным Годом защитника Отечества, а на заводе работали четыре Героя Советского Союза: Александр Панкратов, Игорь Каберов, Сергей Орешков, Анатолий Маракасов. Там же был сформирован военно-санитарный поезд ВСП-312, о котором писательница Вера Панова создала повесть «Спутники» (12+).
Василий Белов не раз выступал перед трудовым коллективом ВРЗ, и «семинаристы» подхватили эту традицию, подготовив концерт для рабочих.
«Заводчане принимали нас с удивительным задором», - отметил эксперт секции поэзия, член Союза писателей России и редактор сайта организации Григорий Шувалов (г. Москва)
Руководство предприятия выразило желание услышать от молодых поэтов экспромты о боевой и трудовой славе завода, и авторы прочитали со сцены стихи. За лучший экспромт трехтомником Василия Белова был награждён 15-летний поэт Егор Сыроежкин (г.Ростов-на-Дону).
«Это мой второй визит на литературный семинар в Вологду, и я очень рад, что смог посетить его снова. Впечатления от прошлого года были настолько яркими, что желание вернуться стало совершенно естественным. Особую ценность для меня представляло общение с экспертами в области поэзии – их советы и оценки стали для меня мощным источником вдохновения, благодаря чему написал множество новых стихотворений. Моё творчество претерпело некоторые изменения: я отошёл от чисто философского стиля, произведения стали ближе к традициям Серебряного века, приобрели более резкие и строгие формы. Также в них появилась любовная лирика, чему поспособствовали события моей личной жизни. Подобные семинары дают невероятный творческий импульс, к которому начинаешь привыкать. Сюда хочется возвращаться вновь и вновь – за вдохновением, за встречей с единомышленниками, которые так же трепетно и с такой же любовью относятся к тому, что ты делаешь», – рассказал Егор.
Интеллектуальную программу семинара в разные дни дополнили лекции: доктор филологических наук, профессор Северного (Арктического) федерального университета, председатель Абрамовского сообщества Андрей Васильевич Петров рассказал о северном тексте в русской литературе, а военкор «Российской газеты», писатель и публицист Максим Александрович Васюнов рассказал, как создаются фронтовые очерки из зоны СВО.
Нашлось в программе Семинара и время полезной прогулки, участники познакомились с литературными местам Вологды. Экскурсия началась у памятника Василию Белову. Экскурсовод Елена Пологих рассказывала о судьбах писателей, бывавших в городе, о вологодских авторах, творивших за резными палисадами. Участники узнали, в какой гостинице Сергей Есенин сыграл свадьбу, где заканчивались стены Вологодского Кремля, сфотографировались у памятника букве «О»... Логическим финалом прогулки стало посещение музея-квартиры Василия Белова.
Традиционные творческие встречи финалистов и экспертов Семинара с читателями прошли в нескольких городских и районных библиотеках Вологды, а ещё в Соколе и Грязовце.
«Мне хочется оставить воспоминания об этой встрече здесь и от всей души поблагодарить сотрудников Детской библиотеки на Советской, 33 за тот теплый прием, радушие и внимание, оказанное нам. Было приятно пообщаться с юными жителями города Сокол (Вологодская область), рассказать о своём творчестве и даже зачитать отрывки из собственных произведений! Чудесная и незабываемая встреча, спасибо!!!» - поделилась на своей странице в социальной сети Вконтакте Екатерина Дудник (г. Донецк)
Ярким финальным аккордом Литературного семинара молодых авторов им. В.И. Белова стал Книжный фестиваль «ЛитСИмена». Это событие логично завершило период учёбы, дав начинающим писателям новую практику: живое общение с читателями, выступления и творческие встречи с уже состоявшимися мастерами.
Фестиваль открыли торжественно, под лейтмотив «от автора к читателю». В одном пространстве собрались и молодые дарования, и известные писатели, и самые важные гости — читатели.
Поздравительные слова прозвучали от гостей — писательницы Екатерины Блынской и военного корреспондента Максима Васюнова. Яна Филиппова, заместитель Мэра города Вологды по вопросам культуры и молодежной политики, выразила надежду, что Вологодская земля стала для участников семинара родной и вдохновляющей, а Григорий Шувалов, новый эксперт в секции поэзии, поделился свежими впечатлениями от работы с молодыми авторами.
Сердцем фестиваля, его энергетическим центром, стала книжная ярмарка на первом этаже областной библиотеки. В отдельном зале прошли презентации вологодских издательств «Древности Севера», «Родники», «Порт-Апрель» при участии авторов. Ещё одну книгу представили вологодские авторы на презентации сборника молодой прозы «Новые истории». Среди них — Ольга Серова, участница семинара в номинации «Критика и публицистика». В сборнике можно найти её рассказ под названием «Не принято было о ней». В нём автор исследует сложные взаимоотношения между отцами и детьми, показывая, как старшее поколение сталкивается с отказом в праве на проявление своих чувств. Эта тема раскрывается деликатно, красиво, лирично на фоне 1980-х и еще более раннего времени.
На втором этаже библиотеки гости могли передохнуть и зарядиться энергией. В галерее работала детская площадка, сердца детей (и не только их) покорили очаровательные морские свинки. Юные читатели с удовольствием участвовали в мастер-классах: расписывали пряники, мастерили зайчиков и учились у иллюстратора Дарьи Ятвицкой искусству рисования.
Два важных направления в литературе обсудили на дискуссиях.
Разговор о новой деревенской прозе сфокусировался на презентации сборника «Новосёлы» — первой «ласточке» объединения авторов из разных уголков России. Инициаторы — Анастасия Астафьева, Артём Попов, Максим Васюнов и Наталья Мелёхина — заявили о себе как о наследниках традиций классического реализма. «Мы не призываем всех вернуться в сельскую местность. Мы говорим о смысле жизни русского человека на русской земле, — обозначила суть Наталья Мелёхина. — Я пишу о людях, которых я люблю, о своей Родине, потому что, если я этого не сделаю — никто этого не сделает». Анастасия Астафьева выразила уверенность, что их книга станет «глотком свежего воздуха» для читателя, испытывающего «голод» на качественную русскую прозу.
Вторая дискуссия, «Патриотическая и гражданская литература: вызов времени», началась с главного — с поиска определения патриотизма сегодня. Участники в своих ответах сошлись на том, что в основе этого чувства лежит любовь. Говорили о роли литературы в сохранении исторической памяти, о том, как помочь читателю выбирать книги, формирующие гражданскую позицию без пафоса и конъюнктуры, и о новой миссии библиотек как центров объединения поколений.
Завершилась работа этой площадки долгим и заинтересованным обсуждением документального фильма Максима Васюнова «Доктор Пауст», лауреата премии ТЭФИ, ленты о Константине Паустовском как о «врачевателе совести».
Параллельно в другом зале кипела своя, не менее интенсивная жизнь — череда творческих встреч.
Дмитрий Филиппенко, координатор регионального развития Союза писателей России, представил книгу «Снебапад». Он рассказал про мир литературных проектов Кузбасса, о созидательной работе в настоящем — организации фестивалей, работе с молодыми авторами, жизнеспособности поэзии в современном мире.
Неожиданные грани затронула встреча с Платоном Бесединым. Разговор ушёл в полемику о месте искусственного интеллекта в творчестве. Писатель размышлял о том, способен ли алгоритм заменить живого автора, где проходит грань между заимствованием и творческим осмыслением и что останется от человеческого, личностного начала в литературе будущего.
Совсем иной оказалась встреча с Екатериной Блынской. Разговор выстроился вокруг трёх её романов. Если «Пойма. Курск в преддверии нашествия» и последовавшее за ним «Всё, во что мы верим» — это пронзительная хроника надвигающейся и наступившей войны, то роман «Время ласточек» открывает другую грань таланта писательницы. Он предлагает неожиданное и глубокое воплощение, казалось бы, хрестоматийного сюжета о любви между городом и деревней.
Атмосферу лаборатории живого слова создали Анастасия Астафьева и Нина Веселова. Их диалог был о том, как случайный взгляд на детскую игру в песочнице, уловленная интонация или оброненная кем-то фраза рождают целый рассказ. Астафьева, чьи книги попадали в шорт-листы «Ясной Поляны», показала, что в основе писательского дара лежат неистребимые наблюдательность и чуткость. Нина Веселова, лауреат премии «Вологодская книга года», добавила к этому разговору глубину собственного опыта, представления отмеченный роман «Годовые кольца».
Фестиваль завершился концертом «Наша молодость жаркая», название которого родилось из строки Василия Белова. В глазах молодых авторов, которые выходили на сцену, действительно пылал огонь — живой и неугасимый.