Умный поиск



Советы молодым писателям от Виктора Астафьева

Виктор АстафьевВ 2019 году исполнилось 95 лет со дня рождения известного писателя Виктора Астафьева. Он высоко ценил творчество и с уважением относился к писательскому труду, под его руководством проходили семинары писателей, где он охотно делился своим профессиональным опытом и давал наставления молодым начинающим авторам.


О совершенствовании в творческом процессе:

"В литературном творчестве есть детство, зрелость и старость. В детстве издержки неизбежны. Да и в зрелости никто от них не застрахован. Я лично не верю тем литераторам, которые высокомерно заявляют, что они ни запятой не изменят в написанном ими и редактировать у них нечего. Стоящий литератор всегда найдет что переделать, ибо нет предела совершенству. Другое дело, что надо ему когда-то и остановиться, чтобы не «зализать» и не замучить произведение. В нем должно быть вольное, непринужденное дыхание, которое, кстати, дается только огромным, напряженным трудом..."

На вопрос "Какими качествами обязательно должен обладать писатель?" Виктор Петрович ответил: 

"Прежде всего, он должен воспитывать в себе любовь к работе. Ведь мастерская - это не только выбор языковых и изобразительных средств, кои дают порой основание называть иных литераторов мастерами. Это еще и преодоление себя, преодоление лени, воспитание писательского характера, умение видеть мир собственным взглядом и осмыслить его собственной головой. Я лишен многих удовольствий, встреч, поездок, потому что сижу за письменным столом, работаю. Я отношусь к своей работе, как мой дед относился к пахоте земли. Мне кажется, воспитание вкуса для писателя - процесс непрекращающийся. А воспитание вкуса - это и есть воспитание в себе критика, редактора. Безупречного вкуса не бывает. Признать чей-то вкус безупречным - значит поставить предел его совершенствованию. А предела, как я сказал выше, нет, ибо каждый писатель - индивидуальность, и, если у нас много развелось «лиц общего выраженья» - это еще ничего не значит. Диалектика развития не позволяет нам абсолютизировать чей-то вкус. Главное - оставаться честным перед собой, в работе над произведением исчерпать свои возможности, достигнуть потолка, которого ты в данный момент можешь достигнуть. А потом поживешь, накопишь знаний, мыслей, материала - глядишь, потолок-то и приподнялся, как к посеву, как к пилению дров, содержанию семьи, строительству дома. И это избавляет от лишнего кокетства". 

razdelitel teksta

Об удачах и неудачах на творческом пути:

"Мне встречались люди с большими литературными задатками, с талантом, которые сами из себя делали неудачников. То есть очень рано вкусив какого-то писательского легкого хлеба, а иногда даже и нелегкого, разучившись работать, поняв, что разговаривать о литературе гораздо легче, чем создавать ее, они постепенно становились раздраженными, злыми, успехи других людей казались им незаслуженными...
... А есть люди, которых так называемая неудача закаливает, и они работают потом еще сильнее. Ну, хотя бы тот же Василь Владимирович Быков. Был у него трудный момент, а он преодолел его, работает. Это уже, видимо, зависит от натуры, от характера.
У писателя каждый день может неудача быть. День, второй, третий, пятый - все не получается, все выбрасывается в корзину. Можно все бросить, начать разговаривать о литературе. Это легче, чем работать за столом в одиночку, стиснув зубы.
Писатель должен воспитать в себе любовь к работе..." 

razdelitel teksta

О выборе "своего" материала:

"...себя надо искать в любом деле, а в литературе в особенности. И, кстати говоря, настоящий профессионал ... должен уметь определяться: ему ли писать эту вещь, этот этюд, его ли это тема. Я не раз отказывался от каких-то вещей, говорил себе: это писать другому, мне не по силам. Конечно, понял не сразу, но теперь точно знаю, что мое, а что нет - не моя вещь, не мой сюжет, не мое, наконец, звучание и не мое отношение к материалу. Проза необычайно коварна и жестока, она выдает и намерения автора, и апломб его". 

razdelitel teksta

И в заключение - пожелание молодым писателям:

"Конечно, счастливой издательской судьбы. Но главное - работы. Без нее нет литературы. Если, стиснув зубы, молодой писатель не научится преодолевать одну неудачу - внешнюю, внутреннюю - за другой, не научится все подчинять главному в своей жизни - литературе, то он рискует превратиться, выродиться в литературного болтуна, в человека озлобленного, завистливого. Неудачи должны закалять, и самое радостное ощущение в жизни - преодоление себя, осуществление твоего творческого замысла - книги. Только они соизмеряют талант и призвание с самой жизнью".  

Поделиться

 

Метрика