Search



Биография В. И. Белова

Белов В. И. 23.10.1932, с. Тимониха Харовского р-на Вологодской обл.Прозаик, драматург, поэт, публицист. Лауреат Государственных премий СССР (1981) и России (2004), Литературных премий им. Л. Н. Толстого (1992) и С. Т. Аксакова (1996), награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством», орденами Русской православной церкви: Даниила Московского и Сергия Радонежского.

Родился писатель в семье крестьянина. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Рано, еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. После окончания сельской школы-семилетки (1949) уехал в г. Сокол Вологодской области, где учился в школе фабрично-заводского обучения и получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом-дизелистом леспромхоза в Грязовецком районе Вологодской области (1949 — 1951), электромонтером ремонтно-механического завода в Ярославле (1951 — 1952). После службы в армии (1952—1955) работал на заводе им. Ф. Э. Дзержинского в Перми. В 1956 г. вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях: стихи, очерки, статьи.

С 1956 г. — член Коммунистической партии, в 1958—1964 гг. — секретарь райкома комсомола в Грязовецком районе. С 1959 по 1964 г. учился в Литературном институте им. М. Горького при Союзе писателей СССР. В 1963 е. принят в Союз писателей СССР. С 1964 г. живет в Вологде. С начала 1980-х гг. входит в правление Союза писателей РСФСР, а затем СССР, работает секретарем правления Союза писателем РСФСР. Член Верховного Совета СССР (1990-1991); народный депутат СССР (1989-1992).

Свою литературную деятельность Белов начинал как поэт. Его дебют состоялся на страницах журнала «Звезда» (1956), а первой книгой стал сборник стихов «Деревенька моя лесная» (1961). Свойственная писателю лирическая стихия первоначально нашла свое выражение в стихах, в дальнейшем она сохранилась и в его прозе. В том же 1961 г. в журнале «Наш современник» (верность которому Белов хранит по сей день) появилась и первая публикация прозы Белова — повесть «Деревня Бердяйка», обратившая на себя внимание критики. В первой половине 1960-х гг. в журналах «Молодая гвардия», «Нева», «Наш современник» печатаются рассказы «На Росстанном холме», «Весна» (1964Х повесть «За тремя волоками» (1965) и др. В 1964 г. в издательстве «Молодая гвардия» выходит книга «Речные излуки». Широкое признание и известность автору принесла повесть «Привычное дело» (1966). Его новые произведения — повесть «Плотницкие рассказы» (1968), «Бухтины вологодские» (1969) — были опубликованы А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир».

Уже в первых произведениях Белова наметилась основная линия его творчества — интерес к теме русской северной деревни, теме крестьянства. Тогда же отчетливо обозначилась центральная авторская идея — сохранение традиционной деревенской культуры как духовной основы и необходимого условия развития современного российского общества. Позиции, свойственные Белову, дали основание критикам сразу же включить его в круг самых ярких авторов русской «деревенской прозы» (А. И. Солженицын, Б. А. Можаев, Ф. А. Абрамов, В. М. Шукшин, В. Г. Распутин).

Взаимоотношения писателя с собственной малой родиной нашли отражение и в его творческой биографии. Пережитый им недолгий отход от «почвы» и возвращение к ней придали его зрелой «почвенной» позиции убедительность и прочность. Вспоминая о своем расставании с родными местами, в поэме «О чем поет гармонь» Белов скажет: «И тогда совсем не горевал я, Уходя из дому налегке». Наделенный автобиографическими чертами герой «Плотницких рассказов» Костя Зорин о расставании со своей деревней говорит: «...я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда». Но уже в первом поэтическом сборнике Белова звучит и тема возврата: «Слишком много дедовским местам Мы с тобою, сердце, задолжали». Этот обратный путь, по точному определению В. А. Котельникова, «путь сердца к родине, к "почве", к дому и земле у Белова не путь сентиментальных воспоминаний, созерцательной ностальгии. Это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате которой с 1960-х гг. в его книгах воссоздается мир северной русской деревни в ее природных, бытовых, речевых чертах».

Эта тема рассматривалась Беловым в разных аспектах и воплощалась в разных жанрово-родовых формах. Картины сельской жизни и яркие народные типы в традициях русского классического реализма в «Привычном деле» и «Плотницких рассказах», особенности русского характера и менталитета в юмористической, сказовой манере «Бухтин вологодских завиральных», драматизм процесса разрушения русской деревни в пьесе «Над светлой водой», взаимоотношения города и деревни, горькая критика бездуховности и безнравственности городской жизни, «круговорот неустроенных семей и осиротелых душ» в прозаическом цикле «Воспитание по доктору Споку», психологическое исследование образа жизни современных горожан, оторвавшихся от своих корней, в самом полемичном романе Белова «Все впереди», попытка осмыслить и запечатлеть в памяти сегодняшнего читателя вековые крестьянские традиции в очерках о народной эстетике «Лад», история самосознания русского крестьянства в романах-хрониках «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» — все это складывается в сложную, но очень цельную картину творчества Василия Ивановича Белова. Писателю свойственны настойчивые поиски «лада», любовное, бережное отношение к источникам, его рождающим, и страстное неприятие всего, что его разрушает.

Все персонажи Белова так или иначе связаны с деревней и при всей своей индивидуальности всегда могут быть достаточно легко отнесены к одному из двух типов. Героям, которые строят и хранят «лад», в произведениях писателя противостоят те, кто его разрушает. Наиболее полно черты этих двух типов воплотились в образах Ивана Африкановича и Константина Зорина. 

Иван Африканович Дрынов — герой повести «Привычное дело». Он колхозный возчик, землепашец, плотник, человек работящий, незлобивый, хранитель традиционного крестьянского уклада и нравственных устоев. Решив уйти из деревни, Иван Африканович сначала теряет («что-то надломилось, треснуло в сердце»), но после произошедших с ним трагических событий вновь обретает свой «лад» в исконной вере в справедливость и в бесконечность природного круговорота жизни: «Жись, она и есть жись, надо, видно, жить, деваться некуда». Вместе с героями Солженицына этот персонаж открывает ряд традиционных характеров русской жизни в литературе 1960— 1970-х гг. По мнению исследователей творчества Белова, именно этим образом были заданы основные черты типа, просуществовавшего затем в русской литературе долгие годы. По сути дела, речь можно вести даже не об одном, а о двух типах, получивших развитие в «деревенской прозе»: традиционный «праведник» и «вольный человек».

Другой персонаж беловских произведений — горожанин, утративший связь со своими крестьянскими корнями, а потому находящийся не «в ладу» с самим собой и миром. Он стремится к обретению этого «лада», но чаще всего безуспешно. Исследователями творчества писателя такой персонаж воспринимается как типичный «лишний человек» наших дней. К данной категории относятся «сквозной», во многом автобиографичный персонаж — Константин Зорин, перекочевавший из «Плотницких рассказов» в другие произведения автора, и герой романа «Все впереди» Дмитрий Медведев.

Обращаясь к городским сюжетам, Белов обыкновенно застает героя в состояниях дисгармоничных. Его персонажи болезненно переживают недостаток сердечности, любви, простоты в людях. Несмотря на то, что для Константина Зорина город давно стал своим и его деревенское прошлое осталось далеко позади, герой ощущает неодолимое влечение к родному дому. Оказавшись у себя на родине, в старой деревенской баньке, отремонтировать которую бывший сельский житель приехал в отпуск, он начинает понимать, что «нет ничего лучше в мире прохладного предбанника, где пахнет каленой сосной и горьковатым застенным зноем... таящим запахи июня березовым веником... родимой древностью». Вместе со своим героем Белов ищет и находит возможность гармонической цельности («лада») в уютном мире «малой родины», где «тихо спят теплые ельники», где от леса «веет покоем и тишиной».

Глубоко волнующие писателя и потому ставшие центральными в его творчестве проблемы нравственного самоопределения человека, сохранения природы и национальной культуры перешли и в его публицистику («Начать с личного самоограничения» — 1988, «Из пепла...» — 1991, «Внемли себе» — 1993; и др.). Они также нашли свое яркое выражение в общественной деятельности Белова. Его активная гражданская позиция патриота и государственника проявлялась и проявляется по-разному. Всем памятны открытые публицистические выступления писателя по самым животрепещущим вопросам российской жизни 1980 — начала 1990-х гг.: против поворота северных рек, загрязнения Байкала и Волги, алкоголизации населения. Немногим известны, но от этого не менее значимы другие его поступки: восстановление храма на своей малой родине, недалеко от родной деревни Тимонихи, личное участие писателя в событиях на территории Приднестровья и Сербии, в общественно-политических процессах 1993 г. В начале 1990-х гг. Белов готовит к публикации и издает с собственным предисловием избранные работы русского ученого и мыслителя И. А. Ильина, чьи философские и исторические воззрения ему близки (Ильин И. А. Одинокий художник. — М., 1993).

Самые важные идеи творчества писателя, многочисленные жизненные впечатления и наблюдения, результаты огромной исследовательской работы, тщательного изучения исторических документов в вологодских и республиканских архивах, итоги многолетних раздумий о драматической судьбе русского крестьянства нашли свое художественное воплощение в широчайшем эпическом полотне — в трилогии «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» (название последнего романа стало заглавием всего произведения). В этом произведении раскрылись в полной мере, слились воедино важнейшие беловские ипостаси: «художник эпического склада, тонкий лирик, глубокий философ» (В. А. Недзвецкий).

Яркая, острая, полемичная публицистика Белова часто рождала дискуссии, его талантливые художественные произведения всегда оказывались в центре внимания критики. Однако не этим определяется истинное место писателя в литературе и в сердцах читателей, интерес которых к творчеству Белова неизменен. Его книги переиздаются и переводятся на многие языки мира (в странах Европы и Азии выпущено 48 произведений писателя). По пьесам Белова поставлены спектакли в крупнейших театрах страны: в Москве — в Малом театре, Театре сатиры и МХАТе Т. В. Дорониной, в Петербурге — в Театре драмы им. Пушкина и Театре комедии, во многих других городах России. Часть его произведений экранизирована, это фильмы и телефильмы «Африканыч», «Плотницкие рассказы», «По 206-ой», «Целуются зори», «Все впереди».

«Я легко и просто подчиняюсь правде беловских героев, — писал В. М. Шукшин. — Когда они разговаривают, слышу их интонации, знак», почему молчат, если замолчали...». Эта правда привлекала и привлекает многочисленных почитателей творчества Василия Ивановича Белова. Его неустанные поиски «лада», настойчивое стремление сохранить «то, что не должно уйти» (Ю. Селезнев), бескомпромиссное служение нравственному доагт своим ярким и неповторимым литературным талантом ставят его в ряд крупнейших русских писателей XX в.

4 декабря 2012 года на 81-м году жизни писатель Василий Белов ушел из жизни.

Соболезнования по поводу кончины В. И. Белова выразили Президент России В. В. Путин, премьер-министр России Д. А. Медведев, Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

В фойе Вологодского государственного драматического театра собралось множество почитателей таланта великого писателя, еще при жизни признанного классиком русской литературы ХХ века. Со словами прощания выступили представители власти и собратья В. И. Белова по писательскому цеху.

Депутат государственной думы Федерального собрания Российской Федерации В. Е. Позгалев: «Дорогие земляки, родные и близкие Василия Ивановича, друзья. Белов больше, чем писатель. Писателей много – и плохих, и хороших, и тех, что нас сейчас учат жить по западным стандартам и хулят свою родину, зарабатывая на этом. А есть писатели, которые учат нас быть патриотами, учат любить свою страну… Как говорят, власть при жизни хвалят, а после смерти ругают. У поэтов и писателей, таких, как Василий Иванович, судьба иная: при жизни они неудобны, им мало достается славы, но затем они становятся для нас светлыми маяками. С уходом Василия Ивановича у меня в душе появилось ощущение, что остатки совести покидают наше общество. Он был таким человеком, который всегда говорил правду, несмотря на то, что это не нравилось людям. Сейчас, к 80-летию Василия Ивановича, издано семитомное собрание его сочинений, он видел его, и думаю, что ему теперь будет спокойно: в этих книгах, которые станут для нас учебниками совести, он оставил память о себе. Его земляки не дадут угаснуть памяти о великом писателе, с которым нам повезло жить в одно время. Спасибо тебе, Василий Иванович, за все, что ты сделал для страны и для нас, для твоих земляков».

Сопредседатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» В. Н. Крупин: «Василий Иванович при жизни терпеть не мог, когда его начинали хвалить, и вот настала минута, когда мы говорим то, что думаем, а думаем мы одно: мы ощущаем огромнейшую потерю, ощущение сиротства. Для меня он всегда был старшим братом, я робел перед ним. Ведь я сначала прочел его книги, а потом с ним познакомился, так у меня ноги дрожали, когда я его видел. Этот человек написал «Вологодские бухтины», «Привычное дело», «Деревню Бердяйку», «За тремя волоками»! От него исходило такое ощущение силы, таланта, что невольно приходилось задаваться вопросом: а мы-то зачем пишем, если есть Василий Иванович?.. Он ушел от нас, но оставил нам свои книги. В них есть великая светоносная сила, к ним тянется рука, их перечитывают. Для меня несомненно, что Господь водил его рукой. Это глубоко православный человек и великий молитвенник. Его проза – одна из вершин русской классики. О каких бы трагедиях он ни писал, свет его таланта спасает и дает возможность жить дальше. Он любил Россию до боли сердечной… Для православных день земной кончины – это день рождения в жизни вечной, и этот день рождения Василий Иванович перешагнул. Но память о нем навсегда останется с нами, и это огромное счастье».

Председатель правления вологодского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз писателей России» М. И. Карачев: «Любимый поэт и друг Василия Ивановича, поэт Анатолий Передреев написал такие строки:

Всё беззащитнее душа

В тисках расчётливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из тёмной власти барыша...

Мы, русские, всегда проповедуем нестяжательское отношение к миру, и это дает пример многим, в том числе западным народам. Русская земля, Вологодчина, деревенька Тимониха подарила России и миру человека и писателя – Василия Ивановича Белова. Это православная земля, нестяжательская земля. Это земля русской народной души… Однажды ночевал я в Тимонихе, в его доме. Мы чуть ли не до утра проговорили, и итог нашего разговора был таков – народная душа бессмертна… Душа бессмертна, и бессмертен труд и подвиг писателя Василия Ивановича Белова».

Поделиться

 

Метрика

Метрика