Умный поиск



Василий Белов в искусстве: "Современники"

Евгений Мальецв. СовременникиСамыми известными, крупными представителями, так называемыми «патриархами» направления деревенской прозы считаются Фёдор АбрамовВасилий Белов, а также Владимир Солоухин, Василий Шукшин, Валентин Распутин, Виктор Астафьев. Каждого из них волновали проблемы деревни, они жили этим и посвящали ей своё творчество. Писателей-единомышленников связывала между собой дружба, основанная на общих интересах и идеях. Именно поэтому известный художник Евгений Демьянович Мальцев объединил эти фигуры на своём полотне под названием «Современники».

«Выполненная в монохроматической гамме работа Мальцева была групповым портретом любимых его писателей, ушедших и живых: Твардовский, Шукшин, Солоухин, Белов, Абрамов, Яшин».

Евгений Демьянович Мальцев (1929-2003) – живописец, народный художник Российской Федерации. Произведения художника хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Японии, Франции, Италии, США и других странах. Он был добрым другом Фёдора Абрамова, его перу также принадлежат несколько портретов писателя. Евгений Демьянович писал жанровые и исторические композиции, портреты. 

А чтобы лучше понять картину, лучше спросить об этом самого художника. Борис Дмитриевич Панкин, дипломат, публицист, литературный критик, в своей книге «Пресловутая эпоха в лицах и масках, событиях и казусах» вспоминает встречу с Евгением Демьяновичем Мальцевым и знакомство с картиной. А инициатором этой встречи был один из героев этой картины – Фёдор Абрамов. Вот, как это было:

Евгений Мальцев, художник

«...Пришли мы сюда ради картины ленинградского земляка Абрамова Евгения Мальцева «Современники», которую он, находясь в затруднительном положении, продал, потеряв на нее права, Министерству культуры, откуда она и попала в неволю, то бишь в запасники.

Привел нас сюда, меня и слегка сопротивлявшегося этому Мальцева Федор Абрамов. Хотел, чтобы я, председатель ВААП (Всесоюзного агентства по авторским правам), перекупил бы эту картину и выставил ее в ВААПе. Не век же ей здесь прозябать. Выполненная в монохроматической гамме работа Мальцева была групповым портретом любимых его писателей, ушедших и живых: Твардовский, Шукшин, Солоухин, Белов, Абрамов, Яшин.

– Выставишь в своей конторе, – горячился Абрамов. – Это ж твоего агентства авторы. И размер подходящий – три на полтора.

– В Союзе же никто об этом не думает. Секретари молодые… Для них главное – не писать, а выставляться. Вывешиваться, – продолжал кипеть Федор. – Пять лет над картиной, которая, став сенсацией, уходит в запасники и там стоит, что вызывает лишь тихое поскуливание ее создателя, – негодующий взгляд в сторону художника. Тихий, почти молчаливый его ропот. Ссылаясь на свой исторический триптих, Мальцев сказал, что «Пророк» – это гибель плоти буквально, на копьях; «Самосожжение», которое мы совсем недавно рассматривали с Федором в мастерской у Мальцева в Ленинграде, – та же кара, которой люди добровольно себя подвергают ради идеи. Персонажи «Современников» – те же самосожженцы. Федор полез в полемику:

– Какие же они самосожженцы. Они богатыри, сгорают на огне собственного духа.

Каждая следующая фраза произносилась громче предыдущей.

Борис Панкин, автор мемуаров Пресловутая эпоха в лицах и масках, событиях и казусах.– Вот именно, – успокаивающе согласился Мальцев. – Это я и имел в виду.

Я обратил внимание на то, что Солоухин единственный из всех изображен на картине лежа.

– Он сам меня спрашивал: почему лежа? А я говорю, а я откуда знаю? Мне так видится, вот и все. И Белова я так вижу, как написал. И Шукшина…»

Миниатюрная копия картины «Современники» была подарена художником Фёдору Абрамову. Сейчас она является одним из экспонатов музейного комплекса «Кабинет Фёдор Абрамова» в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова. Оригинальное полотно занимает своё почётное место в Секретариате правления Союза писателей России.


Использованы материалы книги Борис Панкин. Пресловутая эпоха в лицах и масках, событиях и казусах. — М.: Воскресенье, 2002. — 459 с.  Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=564156&p=25.

 

Поделиться

 

Метрика