Умный поиск



Василий Белов в кинематографе

Кадр из телеспектакля Плотницкие рассказыКинематографистов давно привлекают произведения вологодских авторов, по которым написано немало сценариев и поставлено фильмов. Проза Василия Ивановича Белова давно привлекала режиссеров. В фильмах по его произведениям раскрываются светлые сердца земляков, одаренных талантом человечности.

Первой телевизионной работой стал фильм «Африканыч» – экранизация повести «Привычное дело», поставленный режиссером Михаилом Ершовым в 1970 году на «Ленфильме». Главный герой Африканыч всю жизнь прожил в деревне с женой Катериной в любви и согласии. Катерина родила ему седьмого ребенка, а потом заболела. Африканыч решил поехать на заработки, но в пути понял, что без Катерины и родного дома жить не может. В ролях снимались известные актеры Николай Трофимов, Ирина Бунина, Олег Белов.

В золотой фонд телевидения вошел телеспектакль 1973 года «Плотницкие рассказы» по одноименной повести писателя. Были заняты прекрасные артисты. Два старика, сельские жители Алексей Дмитриевич Смолин и Авенир Павлович Козонков, вспоминают свое далекое детство. Выросли из них люди с разными характерами. В роли сельского чудика Олеши Смолина блеснул Борис Бабочкин. Он передает подлинный, сочный говор, отличный литературный текст Василия Белова.

В 1978 году на экраны страны выходит фильм «Целуются зори». Киноповесть была задумана в 1967 году и писалась в течение шести лет. Была опубликована в 1973 году в журнале «Аврора». Первые наброски повести Василий Белов показал своему другу Василию Шукшину, который и посоветовал сделать из повести киносценарий. Так Белов впервые выступил как сценарист.

Кадр из фильма "Целуются зори"«Целуются зори» снимали летом 1977 года. За несколько лет до этого, в 1973 году, в Белозерске и окрестностях Василий Шукшин снимал свою «Калину красную», работу над которой видел и Василий Белов. Писатель был вдохновлен операторским искусством Анатолия Заболоцкого и позже настоял, чтобы в фильме «Целуются зори» оператором выступил именно он. По «протекции» Белова в картину были приглашены и актеры, снимавшиеся у Шукшина, – Мария Скворцова и Иван Рыжов. Вообще беловские типажи в фильме были созданы целой плеядой известных советских актеров; а для исполнителя главной роли молодого актера Андрея Смолякова фильм стал дорогой в большое кино. Режиссером-постановщиком выступил народный артист РСФСР Сергей Никоненко. Он хорошо знал и уважал Василия Ивановича, не раз бывал в Вологде и ни секунды не колебался относительно места съемок фильма «Целуются зори». Впервые Никоненко побывал в Вологде в 1970 году. Потом часто приезжал со спектаклями или по приглашению администрации города. Для Сергея Никоненко «Целуются зори» были только третьей режиссерской работой. По признанию самого Сергея Петровича, работа давалась легко: этому способствовала творческая атмосфера на съемочной площадке и доброе отношение вологжан, которые с интересом наблюдали за процессом съемок. Да и сам старинный русский город Вологда с его тихими зелеными улочками, живописной пристанью, необычной архитектурой идеально соответствовал духу картины. Наряду с профессиональными актерами в съемках фильма приняли участие и вологодские писатели — Виктор Коротаев и Александр Грязев. Сергей Никоненко уговаривал Василия Белова сняться в картине, но Белов наотрез отказался, но на съемках присутствовал. В различных эпизодах фильма снялись и простые вологжане, попавшиеся на лаза оператору и режиссеру. Для Вологды и вологжан фильм ценен еще и потому, что в его кадрах запечатлена Вологда 1970-х: оператор Заболоцкий снял прекрасные панорамные виды города с высоты птичьего полета, Кремлевскую площадь, площадь Революции, Набережную VI Армии, улицу Мира, Каменный мост, Дом офицеров. Когда фильм вышел на экраны, вологжане по несколько раз ходили на него, чтобы видеть знакомые места. Премьера фильма состоялась в Вологде в 1978 году. На ней присутствовали и режиссер Сергей Никоненко, и оператор Анатолий Заболоцкий, и сам Василий Белов.

Кадр из фильма По 206-ойВ 1990 году зрители увидели фильм «По 206-й», снятый режиссером Виталием Кольцовым по одноименной пьесе Василия Белова. В 80-е годы на сценах многих театров страны шлаэта пьеса. Она с большим успехом шла в Вологодском драматическом театре. Виталий Кольцов и Василий Белов познакомились во время отдыха в Пицунде в 1982 году. В 1989 году съемки фильма проходили в Вологде и Харовском районе. Кольцов считал, что главное было правдиво показать современную жизнь деревни. В апреле 1990 года премьерный показ фильма «По 206-й» состоялся в вологодских кинотеатрах и в кинотеатре Харовска. На премьере присутствовал Василий Белов.

В 1990 году режиссер Николай Бурляев обратился к другому произведению писателя — роману «Все впереди». Режиссер сам выступил автором сценария одноименного фильма. Оператором картины стал Анатолий Заболоцкий. Полемический роман «Все впереди» Василия Белова в свое время был неоднозначно воспринят читателям. Василий Иванович пытался поставить вопросы современной семьи, считая, что разрушение семьи, которое происходит в современном обществе, может обойтись нашему государству очень дорого. Из множества сюжетных линий романа режиссер Николай Бурляев выбрал одну, поэтому сценарий, воплощенный на экране, приобрел мелодраматический характер. Фильм вышел на экраны страны в июле 1991 года.

Канунова, Т. Н. Кино Вологодчины / Татьяна Канунова. - Вологда : [б. и.], 2013 (Вологда : Полиграф-Периодика). - С. 228-230.

Пересмотреть любимые картины по произведения Василия Белова можно на нашем сайте: https://centr-belova.ru/o-v-i-belove/141-ekranizatsiya-proizvedenij-v-i-belova.

В фондах Центра писателя В.И.Белова есть интересные и редкие материалы, связанные с темой «Василий Белов в кино».Посмотретью статьи из периодической печати, которые хранятся в нашем фонде, можно здесь: https://centr-belova.ru/o-v-i-belove/142-periodicheskaya-pechat-o-belovskoj-teme-v-kino.

Поделиться

 

Метрика