Умный поиск



75 лет Великой Победы: легендарный штурмовик ИЛ-2

Самолёт ИЛ-2Во время войны самолет ИЛ-2 называли «летающим танком». Своим рождением легендарный штурмовик ИЛ-2, самый массовый боевой самолет в истории Великой Отечественной войны, во многом обязан нашему земляку Сергею Владимировичу Ильюшину.

В 1936 году на ильюшинском экспериментальном бомбардировщике ЦБК-26 был установлен первый советский мировой рекорд в авиации по высоте подъема груза. Позднее в конструкторском бюро Ильюшина был создан и бомбардировщик ДБ-3, на котором были первые налеты на Берлин осенью 1941-го. Но наибольшее признание среди военных самолетов вологжанина получил штурмовик ИЛ-2, имевший функции универсального самолета. Он мог использоваться и как бомбардировщик, и как истребитель.

Серийное производство ИЛ-2 началось в феврале 1941 года. Главной особенностью одномоторного самолета массой четыре тонны стало включение стальной брони в силовую схему планера. Предполагалось, что в «броневой капсуле» будут находиться пилот и бортстрелок. Но для улучшения летных характеристик было решено оставить только пилота. Это позволило увеличить скорость до 440 километров в час и поднять потолок высоты до 7800 метров, но отрицательно сказались на живучести самолета. Пилот должен был управлять самолетом и сбрасывать бомбы. Ситуация стала меняться с весны 1942 года, когда в войска стали поступать штурмовики новой модификации с двумя членами экипажа. Бортстрелки надежно прикрывали тыл самолета. Поднабрались опыта наши пилоты, научившиеся «заваливать» хваленых немецких асов. Новые ИЛы стали вооружать реактивными снарядами, а затем и специальными противотанковыми бомбами. Были случаи, когда с одного захода штурмовики уничтожали сразу по пять — шесть вражеских танков. Потери у врага стремительно росли. А тут еще выяснилось, что при грамотном тактическом использовании самолетов Ильюшина они эффективны не только против наземных, но и против морских целей.

Сергей ИльюшинНа Северном флоте не проходило недели, чтобы штурмовики не потопили катер или вражескую баржу.

Где-то с 1943 года фашисты стали называть ИЛ-2 «черной смертью», «чумой». И это было недалеко от истины. Иногда после налета штурмовиков гибли целые маршевые батальоны врага, так и не сумевшие добраться до фронта. В Красной Арии за штурмовиком закрепилось неофициальное название «летающий танк».

Всего за годы войны было выпущено более 36 тысяч таких самолетов девяти основных модификаций. ИЛы имели разное вооружение (на морских штурмовиках даже пытались заменить бомбы торпедами). Все они внесли огромный вклад в приближение общей Победы. Достаточно сказать, что более 150 фронтовиков, воевавших на ИЛ-2 и его улучшенных модификациях стали Героями Советского Союза, причем 26 были удостоены этого звания повторно.

Принадлежит военным самолетам вологодского авиаконструктора еще один рекорд, который свидетельствует о признательности экипажам «летающих танков». В послевоенные годы ИЛ-2 стали памятниками и украсили площади и воинские мемориалы более чем в 20 городах.

По материалам газеты: Наша Победа. - 2015. - 9 февраля - С.2.

Поделиться

 

Метрика